Мировой опыт построения конвергентных редакций

Первым в мире инициатором кардинальной перестройки редакционной работы стала американская Washington Post, которая перевела своих сотрудников в режим 7/2467. Действительно, для печатных медиа вопросом выживания стала необходимость обеспечить достойный уровень конкуренции с онлайн-медиа и прежде всего с таким преимуществом Интернета, как периодичность выпуска новых сообщений в режиме онлайн: скорость – вот что стало определяющим в перспективах любого СМИ.

В качестве первоочередной для газет в одночасье возникла задача оперативного сбора, переработки и трансляции информации на их интернет-сайтах, качественное выполнение которой обеспечивало одновременно следующие преимущества и возможности: а) конкуренции интернет-сайтов печатных изданий по скорости с оригинальными онлайн-медиа, социальными сетями и другими новейшими источниками информации, б) более обстоятельной аналитики и комментирования той же самой, единожды собранной информации и изображений в печатной версии издания и, таким образом, привлечения и удержания объединенной аудитории обеих (печатной и электронной версий) издания, и в) экономии средств на использовании кроссмедийности в качестве основного принципа конвергенции.

За Washington Post в переводе редакций в режим 7/24 последовали другие качественные печатные СМИ, такие, как NYT, FT и др. Настолько же необходимым, как и в случае с режимом 7/24, условием успешного вхождения в эпоху конвергенции стала перестройка редакционного пространства: для увеличения скорости и качества обмена информацией внутри редакции, в том числе устранения внутриредакционной конкуренции, следует кардинально изменить топографию служебных помещений.

Интересно
Если ранее служебное пространство редакций традиционно выстраивалось по принципу вертикальной соподчиненности, то в новых условиях его топография должна принять гелиоцентрическую форму так называемого «ньюзрума», при которой в центре внутриредакционных событий находится не «политическое» руководство издания, а координатор, в чьи профессиональные обязанности входит учет специфических интересов различных платформ и технологий, используемых для публикации (трансляции) информации и изображений, – а не осуществление как такового руководства сотрудниками, как это было в течение веков до того.

Расположенные при такой топографии как бы вокруг «Солнца» отделы и подразделения редакции являются его «лучами» и обретают, в свою очередь, равные возможности для оперативного обмена и переработки собранной информации (см. приложение 13). Уже в первом десятилетии XXI в. подобную топографию помещений и схему внутриредакционных отношений избрали для себя такие мировые лидеры в поставке и переработке информации, как японское информационное агентство «Киодо Цусин», британская Telegraph Media Group (TMG)68 и др.

Разумеется, перестройка режима работы и топографии редакционного помещения влечет за собой перемену ролей и взаимоотношений менеджмента и сотрудников. При перестройке редакционного помещения сами связи внутри редакции меняются с вертикальных на горизонтальные, а произведенные продукты становятся плодом коллективного творчества, а не результатом деятельности конкурирующих друг с другом одиночек.

Появляются и новые типы журналистов, о которых мы говорили выше при обсуждении такого вида конвергенции в СМИ, как конвергенция в сфере сбора и производства информации. Так, традиционная роль журналиста-корреспондента в новых условиях расширяется до необходимости сбора, наряду с текстовой информацией, фото- и видеоматериалов: современную редакцию не должна удовлетворять былая функциональная разобщенность сотрудников, при которой один из них был занят только написанием текста, второй – фотоили видеосъемкой, третий – подбором иллюстраций и т.д.

Современный журналист в равной степени должен обладать навыками как текстового репортера, так и уметь обращаться с фото- и видеотехникой, обладать способностями по подбору инфографики и т.д.

Британский медиаэксперт Пол Бредшоу69 выделяет в связи с этим следующие новые роли и типы сотрудников редакции, которые им можно присваивать в зависимости от источников информации, которыми они пользуются: редактор-агрегатор, усилия которого направлены на сбор информации (агрегацию), отбор полезного и релевантного материала; б) мобильный журналист, наличие которого дает возможность значительно опережать конкурентов;

Журналист-аналитик, располагающий умениями работать с разными базами данных, устанавливать закономерности, вычленять главное из второстепенного; г) мультимедиа-продюсер, принимающий оперативные решения о том, на какой из медиаплатформ следует в первую очередь размещать тут или иную журналистскую историю и в каком виде; д) редактор-эксперт, на знания которого полагается редакция в развитии той или иной специфической темы; е) редактор сообщества, роль которого состоит в том, чтобы грамотно сопровождать дискуссию вокруг публикуемых в Интернете материалов и, исходя из чаяний аудитории, извлекать из этой дискуссии новые темы.

Среди новых, сформировавшихся в последнее время в условиях медиаконвергенции источников информации выделяют: ленты новостей (RSS), к списку которых, помимо постоянно обновлявшихся и ранее новостных лент информационных агентств, прибавились сообщения интернет-агрегаторов, новости сайтов и блогов, являющиеся предметом специфического интереса редакции; социальные сети в Интернете, значительно пополняющие информационный потенциал обычного круга общения журналиста; базы данных – как располагающиеся в открытом доступе, так и профессиональные журналистские (имеются в виду как те, что находятся в открытом доступе, так и собственные – редакционные и личные журналистские).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)