Этапы мультимедиатизации СМИ

С началом использования широких возможностей Интернета, появлением сайтов традиционных видов СМИ, объединением визуальных, аудиовизуальных, графических и текстовых форм трансляции информации и образованием принципиального нового вида СМИ — онлайн-изданий появилась возможность говорить о современных чертах конвергенции и мультимедиатизации: этот процесс связан с взаимопроникновением содержания одних видов СМИ в другие.

В результате, как отмечали эксперты в разгар кардинальной перестройки работы традиционных видов СМИ, характерными чертами современной редакции и современного медиапространства стали «скорость, мобильность, мультимедийность, универсальность, интерактивность»77. Но до того, как достижение этого результата стало возможным и очевидным, традиционным медиа и их новому виду – онлайн-СМИ пришлось преодолеть несколько этапов развития. Эксперты рассматривают несколько исторических этапов мультимедиатизации СМИ.

Как уже было отмечено выше, на первом этапе о мультимедиатизации СМИ заговорили еще в 1980-е годы, однако тогда этот термин обозначал не изменение содержания СМИ в сторону мультимедиа-содержания, а переплетение капиталов различных видов СМИ — например, газетный концерн начинал скупать телевизионные станции и т.д.

Интересно
То есть речь шла о мультимедиатизации капитала СМИ и слияния собственности классических средств массовой информации (газет, радио, телевизионных станций) с собственностью в сфере культурных индустрий (книжный бизнес, индустрия звукозаписи, киноиндустрия) и телекоммуникаций (операторы спутниковой, кабельной, позднее – мобильной связи).

Вторым этапом мультимедиатизации становится взаимопроникновение содержания одних видов СМИ в другие. Строго говоря, этот процесс начался еще в середине ХХ века, когда, например, по следам радиосериалов (так называемых «мыльных опер») создавались телевизионные сериалы, а по следам спектаклей мьюзик-холлов — телевизионные фильмы. Однако массовым этот процесс становится все же в 1980-е годы, когда визуальные элементы (свойственные телевидению) появляются постепенно в печатных СМИ.

Именно тогда некоторые газеты начали переходить на цвет, а в Европе особенно популярным видом печатных СМИ становятся иллюстрированные еженедельники (эталон — французский журнал «Пари Матч»). По сути, тогда пришла первая волна визуальных элементов в печатных СМИ. Отныне верстка стала не просто процессом «упаковки представленного текста в полосу», а элементом содержания.

Следующим, третьим этапом можно назвать появление интернет-сайтов традиционных СМИ (середина 1990-х гг.) и появление специализированных интернет-СМИ. Интернет по сути представлял то пространство, которое технически позволяло объединить в себе текстовые, визуальные и аудиовизуальные элементы.

Однако процесс превращения интернет-СМИ в действительно мультимедийные сильно затянулся и продлился около 10 лет. Если первоначально интернет-сайты традиционных СМИ представляли собой именно интернет-версии своих печатных собратьев (с полной перепечаткой статей и фотографий из основной версии издания), то к началу 2000 гг. пришло понимание того, что Интернет — особенная среда, для которой свойственен особенный язык и особенный контент.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)