Структуры производства и типы онлайн-медиа

Эпоха зарождения онлайн-СМИ предоставила в том числе и такие экзотические (как казалось вначале) примеры их трансформаций внутри веб-пространства, как появление и успешная работа нового медиа с последующей его добровольной ликвидацией как отдельного интернет-ресурса и передислокацией в виртуальное пространство глобальных социальных сетей.

Такой пример, в частности, предоставил человечеству развлекательный портал MinuteBuzz, который в октябре 2016 г. закрыл свой собственный веб-сайт: с тех пор при наборе в браузере Minutebuzz.com уже было невозможно найти 70 000 статей и видео, созданных с 2010 г. этим видным членом семьи французских СМИ.

Зато любой мог теперь легко обнаружить аккаунты MinuteBuzz на Facebook, Snapchat, YouTube, Twitter, Instagram. «Мы не являемся защитниками платформы любой ценой, но мы не могли игнорировать эволюцию пользования наших читателей», — заявила тогда в интервью газете Le Monde президент MinuteBuzz Лаура Лефевр.

Интересно
Если же говорить о тех СМИ, которые произошли от различных, ранее существовавших «площадок» мировой сети, которые до того не являлись средствами массовой информации, то следует, в частности, упомянуть блогосферу, отдельные составляющие которой также с течением времени обретают черты СМИ. При этом мы предлагаем сосредоточиться на том смысле слова «площадка», который подразумевает место происхождения интернет-СМИ.

Исследователи выделяли сразу несколько существовавших на момент середины 2010-х гг. площадок: блоги (или интернет-дневники); видеохостинги (сайты, предоставляющие возможность для любого пользователя хранить и транслировать свои видеозаписи); социальные сети (то есть площадки для массового общения, объектами которого и поставщиками содержания являются сами пользователи); форумы (площадки для сознательно более ограниченного, по объему контента, общения) и поисковые сервисы.

Причем мы здесь не рекомендуем ограничиваться навсегда перечисленным списком: нет сомнений, что будущее, особенно будущее мировой сети, с учетом мирового технического и технологического прогресса будет производить все новые и новые виды и формы коммуникаций. С учетом изложенного представляется возможным описать следующие типы структур производства новых онлайн-СМИ.

Разумеется, рекомендовать изложенное как единственно верное в типологизации структур производства новых онлайн-СМИ не следует. Научная разноголосица наблюдается и в этом случае, как и во многих других. Так, одна из первых попыток составления типологического ряда онлайн-медиа, предпринятая в начале 2000- х гг., окончилась, на наш взгляд, неудачей: российские авторы этой попытки сошлись всего на двух типах новых медиа — «российских информационных агентств в WWW» и «российских радиовещании и телевидении в WWW».

Однако в то же самое время известный российский интернет-деятель Антон Носик выделял уже три типа новых массмедиа в Интернете: клоны, гибриды и оригинальные интернет-СМИ59. Фактически именно эту классификацию мы здесь выше и предложили. Ярким примером гибридного типа онлайн-медиа стало преобразование социальной сети Facebook из портала для общения разных групп населения в собственно СМИ.

Если точнее, то в этом случае социальная сеть не потеряла своей первоначальной коммуникативной функции, то есть не перестала быть собственно социальной сетью, предназначенной для неограниченно огромного количества групп населения, объединенных интересом к определенным тематикам, но в дополнение к функции массовой коммуникации обрела еще и мощную функцию средства массовой информации, обеспечившую ей не только сохранение существующего круга пользователей, но и его расширение.

В новое СМИ превратился один из разделов сети Facebook, бывший ранее агрегатором новостей, собираемых из профессиональных онлайн-СМИ: запуск
собственной новостной платформы Facebook Instant Articles (FIA) состоялся в мае 2015 г. Правда, этот ресурс не следует называть профессиональным средством массовой информации в традиционном понимании термина; FIA все же скорее — агрегатор, по внешним признакам напоминающий профессиональное СМИ:

Instant Articles (Мгновенные статьи) — это функция социальной сети Facebook, позволяющая просматривать материалы интернетизданий в мобильном приложении Facebook без перехода на внешнюю веб-страницу ресурса. Сервис сокращает время загрузки страницы и позволяет экономить трафик, он очень удобен для использования с мобильных устройств.

При этом для онлайн-СМИ, информацией которых раньше пользовался Facebook и, таким образом, бесплатно продвигал и рекламировал их в сети, эффект появления FIA поначалу оказался удручающим: количество потребителей, которые раньше переходили из Facebook на сайты этих медиа, только с января по октябрь 2015 г. сократилось на 32%.

Так, посещаемость Huffington Post упала на 60,1% до 16 млн пользователей, Fox News — на 48,2% до 4,3 млн, BuzzFeed — на 40,8% до 23,7 млн60. Но, что удивительно: одновременно с появлением FIA и уменьшением трафика на профессиональные онлайн-СМИ объем трафика на сайты традиционных СМИ продолжал, наоборот, увеличиваться — за счет перехода пользователей с мобильных устройств.

The Wall Street Journal сообщала в августе 2015 г., что, по данным исследовательской компании Comscore, за год, прошедший с июля 2014 г. до июля 2015 г., время, проводимое пользователями мобильных устройств на новостных сайтах, возросло во всем мире на 40%, число новых подписчиков – на 55%61.

Так оказалось, что эта в высшей степени инновационная практика Facebook начала (и продолжила в третьем десятилетии XXI в.) приносить дивиденды, в том числе материальные, не только создателю Facebook, но и традиционным СМИ. В целом дигитализация медиа, умелое использование широчайших возможностей и функций Интернета открывают для традиционных СМИ путь к переходу на новый, еще более успешный, нежели в эпоху до начала этого процесса, уровень существования.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)