Система принципов воспитания

Принципы воспитания – основные положения, отражающие способы использования закономерностей воспитания в соответствии с целями воспитания. Правила воспитания – конкретные рекомендации, базирующиеся на принципах. Каждый принцип реализуется через совокупность правил, некоторые правила могут содействовать осуществлению нескольких принципов. Система принципов воспитания – совокупность принципов воспитания, взаимосвязанных друг с другом. Кратко охарактеризуем основные принципы воспитания.

Принцип взаимосвязи воспитания с обучением и развитием личности означает необходимость постановки и реализации взаимосвязанных задач обучения, воспитания и развития человека в педагогическом процессе (в учебной и в воспитательной работе). Принцип целенаправленности воспитания в настоящее время формулируется как принцип гуманистической направленности воспитания. Он ориентирует на гуманистический подход к воспитанию, при котором человек, раскрытие и развитие его способностей рассматривается как главная ценность воспитания.

Принцип комплексного подхода к воспитанию, прежде всего, означает единство и взаимосвязь основных направлений воспитания (умственное, физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, экологическое, профессиональное), соответствующих составляющим человеческой культуры. Думается, сегодня следует говорить о единстве, гармонии личного и общественного. Внимание педагогов к развитию человеческого Я, индивидуальности человека, живущего в обществе, не должно приводить к развитию индивидуализма, эгоистичности.

Принцип систематичности воспитания и связи его с жизнью. Систематичность означает необходимость:

  • регулярности, непрерывности воспитания,
  • учёта системы отношений,
  • обеспечения основных этапов в развитии отношений,
  • постепенного повышения уровня отношений.

Требование связи воспитания с жизнью, с одной стороны, ориентирует педагогов на адекватность воспитания особенностям общественного развития, общественным идеалам и ценностям, с другой – на включение детей, подростков, молодежи в реальные общественные дела. Так, приметой сегодняшнего дня является развитие волонтерского движения.

Сама формулировка принципа сочетания педагогического руководства с развитием самодеятельности и инициативы воспитанников говорит о его сути. Воспитатель как более знающий и опытный человек естественно занимает руководящую позицию во взаимодействии с воспитанниками. Однако идеальное руководство заключается в создании условий для проявления инициативы и самостоятельности воспитанников, в оказании им необходимой помощи советом и делом, в постепенном ослаблении помощи и предоставлении возможностей самоуправления.

Необходимость реализации принципа воспитания личности в группе связана с общественной сущностью человека, с жизнью его в обществе, с важностью общения и установления взаимоотношений с другими людьми. От того, насколько человек способен продуктивно взаимодействовать с друзьями, соучениками, коллегами по работе, посторонними людьми, работать в команде, во многом зависят его самочувствие, успешность в учебной и профессиональной деятельности. Поэтому наряду с задачей становления личности, развития индивидуальности, преподаватель обязан решать и задачу формирования и развития группы.

Принцип уважения к воспитаннику в сочетании с требовательностью не требует особых пояснений. Педагогическое требование – метод воспитания, заключающийся в постановке перед обучающимися задач по соблюдению общественных норм и правил поведения.

Отсутствие требований ведет не к свободе, как это может показаться, а к вседозволенности и анархии. В то же время требования должны предъявляться, сочетаясь с уважением к личности, только в этом случае они будут эффективны. При этом положительный эффект имеет опора на положительное в человеке, данное положение иногда выделяется как отдельный принцип.

Суть принципа учета половозрастных и индивидуальных особенностей воспитанников и ранее, и сегодня нередко больше декларируется, чем соблюдается. Его сложно реализовать на практике в связи с необходимостью проведения мониторинга (постоянного слежения) за развитием отдельных воспитанников и групп. Следует подчеркнуть, что до недавнего времени педагогику можно было называть «бесполой», лишь в последнее время исследователи всерьёз обратили внимание на изучение гендерных (половых) различий. Эти особенности должны учитываться в обучении и воспитании.

Принцип связи воспитания, самовоспитания, перевоспитания базируется на глубинных связях данных процессов, указывает на необходимость ориентации воспитанников на самовоспитание, оказание необходимой помощи в его осуществлении, на использование специальных приёмов в работе с молодыми людьми, нуждающимися в перевоспитании. Принципы воспитания в педагогическом процессе реализуются через правила воспитания.

Например, для реализации принципа требовательности и уважения к личности целесообразно ориентироваться на такие правила:

  • ориентация требований на принятые в обществе нормы и правила поведения;
  • установление гуманистических, уважительных взаимоотношений между всеми участниками педагогического процесса (между преподавателями, студентами и их родителями);
  • завоевание авторитета преподавателем;
  • четкость формулирования требования (понятность его для воспитанника);
  • обеспечение понимания воспитанником смысла и необходимости требования;
  • предъявление требования спокойным тоном (не упрашивая и не приказывая);
  • позитивный характер требования (не запрещающий, а побуждающий к позитивным действиям);
  • обеспечение посильности требования для воспитанников;
  • доведение требования «до конца» (контроль за выполнением).
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)