Система дидактических принципов

Принципы обучения – основные положения, отражающие способы использования законов обучения в соответствии с целями обучения. Например, закономерна связь обучения и воспитания, Но воспитание в процессе обучения может быть ориентировано на разные ценности.

Правила обучения – конкретные рекомендации, базирующиеся на принципах. Каждый принцип реализуется через совокупность правил, некоторые правила могут содействовать осуществлению нескольких принципов.

Система дидактических принципов – совокупность принципов обучения, взаимосвязанных друг с другом. Ниже приводится характеристика дидактических принципов и примеры правил реализации каждого из них. Принцип воспитания и развития личности в процессе обучения означает направленность учебного процесса на взаимосвязанное решение задач обучения, воспитания и развития студентов.

Правила:

  • уважительное, тактичное отношение к обучаемым в сочетании с требовательностью;
  • использование развивающих и воспитательных возможностей учебного материала и средств наглядности;
  • демонстрация преподавателем культуры поведения при взаимодействии со студентами;
  • организация учебного процесса с ориентацией на развитие культуры взаимоотношений обучаемых;
  • ориентация учебного процесса на становление у обучаемых отношения к общечеловеческим ценностям;
  • направленность обучения на становление научного мировоззрения обучаемых.

Принцип целенаправленности обучения предполагает чёткое определение педагогом целей и задач образования на каждом этапе процесса обучения и обеспечение осознания их обучающимися.

Правила:

  • ориентация педагога на систему задач обучения (общие цели обучения, воспитания и развития, цели и задачи обучения учебному предмету, его разделу, теме);
  • обеспечение взаимосвязи решения задач обучения, воспитания и развития на каждом этапе обучения;
  • чёткость определения преподавателем цели обучения на каждом этапе учебного процесса;
  • создание целевой установки на занятии;
  • использование разных способов постановки целей занятия (репродуктивных, проблемных, необычных).

Принцип научности и посильной трудности – обеспечение соответствия обучения предмету уровню развития научного знания при преодолении обучающимися посильных затруднений.

Правила:

  • использование логики и языка науки;
  • использование методов обучения соответствующих методам научного познания;
  • содействие правильному восприятию явлений и процессов путем выделения существенных их сторон, признаков;
  • формирование научной картины мира и научного мировоззрения обучающихся;
  • учёт и использование достижений науки при обеспечении доступности информации для обучающихся;
  • обеспечение оптимального уровня трудности в обучении при создании условий для успешного преодоления затруднений.

Принцип систематичности обучения и связи его с жизнью – последовательная реализация всех объектов изучения при показе значимости учебного материала в жизни, в дальнейшем обучении, в профессиональной деятельности.

Правила:

  • реализация основных компонентов содержания образования;
  • выделение существенного, структурирование учебного материала;
  • обеспечение развития системы научных понятий у обучающихся;
  • осуществление внутрипредметных и межпредметных связей;
  • использование таблиц, схем, опорных конспектов и иных форм графического обобщения и систематизации учебного материала;
  • формулировка выводов по изучаемому учебному материалу;
  • связь с ранее пройденным и показ перспектив в обучении;
  • приведение жизненных примеров;
  • использование заданий, связанных с применением знаний и умений для решения жизненных и профессиональных проблем.

Принцип сознательности и активности обучающихся при руководящей роли преподавателя – стимулирование активной (мотивированной, осознанной, творческой) деятельности обучающегося.

Правила:

  • применение приёмов стимулирования познавательных и других мотивов учения;
  • использование активных форм и методов обучения (эвристическая беседа, исследовательский метод, коллективная, групповая формы работы, организация проектной деятельности и т. п.);
  • привлечение обучающихся к решению учебных проблем, побуждение к сравнению, установлению причинно-следственных зависимостей, доказательству и т. д.;
  • создание ситуации успеха;
  • поощрение достижений студентов.

Принцип наглядности и развития теоретического мышления обучаемых требует обеспечения взаимосвязи чувственного и рационального в познании окружающей действительности.

Правила:

  • подкрепление теоретических положений примерами;
  • взаимосвязь изучения теории с практическими и лабораторными работами;
  • оптимальное использование разных видов наглядности (натуральная, объёмная, изобразительная, схематическая, аудиовизуальные средства);
  • применение средств наглядности для развития мышления обучаемых (для сравнения, классификации и др.);
  • использование схематической и символической наглядности.

Принцип перехода от обучения к самообучению – систематическое развитие мотивации и умений самостоятельной учебной деятельности обучаемых.

Правила:

  • обучение (при необходимости) интеллектуальным умениям и умениям учебного труда (подготовка реферата, выполнение конспекта, опорного конспекта, тезисов, рецензии и т. д.);
  • развитие у обучаемых научной картины мира и научного мировоззрения;
  • развитие умений самоанализа, самоконтроля, самооценки, развитие рефлексии;
  • организация самостоятельной работы обучаемых как на занятиях, так и в процессе внеаудиторной деятельности.

Принцип коллективного характера обучения и учёта индивидуальных особенностей обучаемых – оптимальное сочетание коллективной и индивидуальной учебной деятельности, создание условий для активной работы всех обучаемых при индивидуальном подходе к каждому.

Правила:

  • ориентация преподавателя на интеллектуальный фон группы, общий уровень познавательной мотивации учащихся;
  • изучение индивидуальных особенностей студентов и учёт их в процессе обучения;
  • использование форм и методов обучения, обеспечивающих активное взаимодействие обучающихся;
  • выстраивание педагогом индивидуальных образовательных маршрутов студентов (например, в процессе подготовки курсовой или дипломной работы);
  • дифференциация в обучении;
  • обеспечение свободы выбора.

Принцип положительного эмоционального фона обучения заключается в создании благоприятного эмоционально-психологического климата на учебных занятиях, обеспечении увлечённости совместной деятельностью.

Правила:

  • создание атмосферы сотрудничества;
  • поощрение достижений студентов;
  • энергичность, эмоциональность преподавания;
  • стимулирование учебной мотивации обучающихся;
  • разнообразие в организации учебной деятельности студентов.

Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил обучающихся – создание условий для длительного сохранения в памяти фонда активных знаний, которые могут быть актуализированы для решения различных задач.

Правила:

  • применение системы повторения учебного материала;
  • использование упражнений для формирования умений;
  • вариативное применение знаний и умений как по образцу, так и творческое;
  • обеспечение осознанного усвоения студентами системы базовых теоретических знаний;
  • обучение приёмам запоминания учебного материала;
  • организация как произвольного, так и непроизвольного запоминания;
  • использование вариативного повторения информации и др.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)