Система менеджмента качества вуза

На основе типовой системы менеджмента качества можно представить систему менеджмента качества вуза (далее — система вуза).

В любой системе различают макро- и микропроцессы. В системе вуза на входе макропроцесса — абитуриенты, «поставляемые» организациями среднего образования и другими организациями народного хозяйства; на выходе — выпускники, которые «потребляются» работодателями.

Эффективность деятельности вуза зависит от организации его работы с поставщиками и потребителями. Отдельные вузы страны имеют мощную систему базовых школ и осуществляют в последних мониторинг качества подготовки.

В успешной работе с учебными заведениями среднего звена и предприятиями народного хозяйства реализуется один из принципов системы менеджмента качества — взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Усиливающаяся конкуренция побуждает вузы создавать специальные подразделения, ответственные за продвижение образовательных услуг: отделы маркетинга и рекламы, отделы по связям с общественностью и трудоустройства выпускников.

В установлении тесной связи с работодателями реализуется главный принцип системы менеджмента качества — ориентация на потребителя.

Главным показателем деятельности вуза становится степень удовлетворенности потребителя. Вузы должны научиться его измерять.

В модели системы вуза блок «Менеджмент ресурсов» предполагает управление следующими видами ресурсного обеспечения: материально-технического (учебные аудитории и лаборатории, компьютеры, оборудование, расходные материалы); методического (образовательные программы, учебная литература); кадрового (профессорско- преподавательский и вспомогательный персонал); финансового (бюджетные ассигнования, плата за обучение, средства от хоздоговорных НИР).

Эти виды обеспечения являются микрофакторами конкурентоспособности вуза и входят в номенклатуру критериев, по которым Минобрнауки России как главный заказчик кадров проводит рейтинговую оценку вузов.

Блок «Измерение, анализ и улучшение» относится ко всем стадиям жизненного цикла предоставления образовательной услуги и предусматривает контроль знаний на входе (у абитуриентов на приемных экзаменах), в процессе обучения (студентов) и на выходе (выпускников). Помимо контроля за учебой студентов в вузе осуществляется аттестация преподавателей.

Перечисленные виды контроля составляют внутренний мониторинг качества образования. Результаты измерений качества абитуриентов и выпускников представлены в рассмотренной ниже интегрированной оценке конкурентоспособности вузов.

Блок «Учебный процесс» определяет требования к технологии обучения, в частности к таким его переменным, как содержание образования, формы организации учебного процесса, педагогические технологии, подготовка и переподготовка кадров, мотивация их деятельности, инфраструктура вуза.

Любой управленческий процесс представляет собой цепочку из четырех действий: планирование образовательных услуг, их реализация, проверка результатов, анализ и необходимая коррекция.

Задача руководства вуза {блок «Ответственность руководства») состоит в том, чтобы этот алгоритм бесперебойно действовал на всех уровнях образовательного процесса.

Ректор несет персональную ответственность за разработку и реализацию стратегии деятельности вуза. От первого лица зависит создание благоприятного микроклимата в вузе (корпоративной культуры).

Имидж ректора может заметно влиять на имидж вуза. Не случайно во всех публикациях в СМИ известный экономист и политик Г. Попов представляется как ректор Международного университета.

Обострение конкурентной борьбы вузов стимулирует сертификацию систем менеджмента качества вузов и их участие в конкурсе Правительства РФ в области качества. Московский институт стали и сплавов — первый в России вуз, который стал лауреатом премии Правительства РФ в 2000 г.

Еще два вуза являются лауреатами премии Правительства РФ Специфика образовательных услуг состоит в том, что их конкурентоспособность может быть оценена с позиции трех субъектов: абитуриентов, работодателей, государственных заказчиков (Минобрнауки России или другого министерства, имеющего сеть вузов).

Оценка конкурентоспособности с позиции абитуриентов. Она проводится с учетом типажа кандидата в студенты.

Типаж абитуриента разнообразен (табл. 35). Неоднозначна роль будущего студента в системе предоставления образовательных услуг. В роли заказчика он может выступать самостоятельно, когда оплачивается учеба самим студентом или его родителями.

Кстати, студенты-заказчики из числа заочников и вечерников могут выступать в роли очень жестких контролеров качества образовательных услуг, поскольку они «вырывают» средства и время из своего достаточно напряженного бюджета.

В этих условиях мнение студента о преподавателе подчас является решающим при заключении руководством вуза очередного контракта на работу с преподавателем.

Можно выделить 11 критериев конкурентоспособности:

  • имидж;
  • наличие подготовки  по   новым   перспективным   специальностям   и направлениям;
  • стоимость обучения;
  • местоположение вуза;
  • наличие конкурсного отбора;
  • содействие выпускникам в трудоустройстве;
  • отсрочка от армии, наличие военной кафедры;
  • организация практики (стажировки за рубежом);
  • признание диплома за рубежом;
  • наличие общежития;
  • информативность.

Тип абитуриента определяет широту номенклатуры критериев и их весомость.

Например, при оценке вуза с позиции потенциальных вечерников и заочников из номенклатуры следует исключить критерии 6—8, 10.

В отличие от критериев конкурентоспособности товаров в представленной номенклатуре отсутствует главный из них — уровень качества предоставляемой услуги.

Хотя в перечне в явной форме его нет, но он незримо присутствует в критериях 1, 3, 9. Наиболее весомой опосредованной характеристикой качества подготовки является имидж вуза.

Под критерием «информативность» следует понимать качество информации о конкурентных преимуществах вуза.

Носителем информации является прежде всего проспект вуза, а также информация из следующих источников: СМИ, Дни открытых дверей, выставки «Образование и карьера».

Некоторые отечественные учебные заведения, имея соглашения с зарубежными вузами и проводя обучение по согласованным с ними программам, сообщают в проспектах и рекламе о том, что помимо диплома государственного образца выдают также диплом зарубежного вуза.

Так, студенты Высшей школы экономики наряду с отечественным дипломом могут получить второй диплом зарубежного университета — Лондонской школы экономики, Сорбонны, Роттердамского университета «Эразмус», университета Гумбольдта.

Некоторые вузы, информируя абитуриентов о наличии образовательных партнеров за рубежом, сообщают о том, что они отправляют перспективных студентов, аспирантов или преподавателей на учебу за границу.

О конкурентных преимуществах вуза свидетельствует информация о том, где осуществляется производственная практика и как трудоустроены выпускники. Кстати, подобные сведения — характерная черта проспектов международно признанных вузов за рубежом.

Так, некоторые вузы Швейцарии, являясь мировыми лидерами в области гостиничного хозяйства, в своих проспектах сообщают, что местом практики и работы являются отели, входящие в международную цепочку: «Марриот», «Шератон», «Хилтон, Ритц».

Целый ряд вузов, учитывая сложность трудоустройства выпускников без практического стажа, сообщают в своих проспектах о работе студентов по специальности уже с третьего курса (например, Московский гуманитарный институт), о двух годах практического стажа студентов к концу учебы (Московский институт права и экономики).

Критерий «признание диплома за рубежом» играет достаточно существенную роль. Вопрос подтверждения, признания и установления эквивалентности (нострификации) документов об образовании так же актуален, как и международное признание сертификатов о соответствии на экспортные отечественные товары.

Признание российских дипломов зависит во многом от участия нашей страны в Болонской декларации. В 1999 г. европейские страны подписали указанный документ, установив единую систему получения ^высшего образования и взаимного признания дипломов. В 2003 г. Россия присоединилась к Болонской конвенции по высшему образованию.

Таким образом, сделан шаг на пути признания дипломов российских вузов в Европе. Присоединение к Болонской декларации не означает «автоматического» признания отечественных дипломов за рубежом.

Поскольку процесс присоединения рассчитан до 2010 г., то предстоит серьезная перестройка системы высшего образования в России в направлении ее гармонизации с зарубежной, в частности с европейской, системой.

Тем не менее и сейчас целый ряд вузов страны имеет высокую репутацию за рубежом. Речь идет о «грандах» отечественного образования — МГУ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, Физтех, МИФИ и некоторых других. Их выпускники, не имея «болонских» дипломов, пользуются большим спросом на зарубежном рынке труда.

Оценка конкурентоспособности с позиции работодателя. Она может быть представлена следующими критериями:

  • востребованностью (доля выпускников, нашедших работу по специальности спустя три месяца после окончания, %);
  • заработной платой выпускников;
  • карьерным ростом выпускников (увеличение зарплаты за три года, %). Указанная номенклатура взята из зарубежной практики рейтинговой оценки бизнес-школ.

На сегодняшний день практически все люди, пополняющие ряды бизнес- элиты промышленно развитых стран, являются выпускниками бизнес-школ и обладателями дипломов MBA (Master of Business Administration) — «Мастер делового администрирования». Эти учебные заведения дают дополнительное образование, а поэтому, естественно, платные.

Для карьеры в западной компании диплом МВА обязателен, так как без него на «топовую» должность вряд ли можно рассчитывать. Обладатели дипломов МВА пользуются популярностью у кадровых служб, потому что являются уже подготовленными специалистами управленческой деятельности.

Первые МВА появились в США более 80 лет назад. В Европе эти школы стали создаваться в 1950-х гг. В 2000 г. Минобразования России утвердило отечественные стандарты программ МВА.

Учебный процесс в бизнес-школах состоит из лекций, семинаров, разбора «кейсов», создания проектов по заказам компаний. Выполняя групповые проекты, слушатели учатся работать в команде, а разбирая «кейсы», начинают лучше ориентироваться в бизнес-ситуациях.

Перед будущими и настоящими предпринимателями встает вопрос, где лучше учиться для получения степени МВА: в России или за рубежом? По мнению одних (прежде всего российских преподавателей бизнес-школ), для успешной работы на российском рынке предпринимателю необходимо учиться по российской программе МВА.

Они подчеркивают, что тот набор знаний и связей, которые получают студенты зарубежных программ МВА, для обычного и мелкого бизнеса в России просто мало применим. Их противники отмечают, что законы функционирования бизнеса во всем мире одинаковы, а роль российской специфики преувеличена.

Они подчеркивают, что само попадание в западную деловую среду положительно влияет на формирование правильного настроя для открытия собственного дела. Разрешить этот спор могут высказывания руководителей отечественных компаний.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)