Семинар форма обучения в высшей школе

Прежде чем принять современный вид, семинар прошел длительный путь развития. Известно, что его применяли в древнегреческих и римских школах, затем в средневековых университетах. После периода забвения интерес к семинарам как вузовской форме организации обучения вновь возник в германских университетах в XVIII в., позднее (в XIX в.) семинарские занятия получили распространение в лучших отечественных и американских университетах.

«Ученые беседы» – так назывался семинар в России – первоначально носили эпизодический характер; нередко профессора проводили их со своими студентами на дому, за чашкой чая. Первыми эту форму взяли на вооружение преподаватели гуманитарных дисциплин: философии, словесности, истории, юриспруденции.

Советская система высшего образования сразу же узаконила семинарские занятия как одну из форм учебного процесса по всем предметам. Но методические требования к семинарам формировались постепенно. Сначала считалось, что семинар должен углублять и закреплять знания студентов, полученные на лекциях, а также контролировать их. В настоящее время считается, что на семинар должны выноситься наиболее сложные, спорные темы курса, важные для общеобразовательной и профессиональной подготовки студентов, усвоение которых способствует формированию мировоззренческой позиции студентов, развитию их мышления, самостоятельности, коммуникативной культуры. Подготовка к семинарским занятиям связывается с изучением первоисточников, а не только с изучением материала лекций и учебных пособий.

Семинар – форма организации учебных занятий, в процессе подготовки к которым студенты самостоятельно изучают источники информации, на основе чего выполняют задания с последующим коллективным обсуждением и оценкой результатов под руководством преподавателя.

Целесообразно, чтобы результаты самостоятельной работы с источниками знаний были в определённой форме зафиксированы, имели функциональное значение «опоры» для устного изложения. Это может быть краткий или развёрнутый планы сообщения, тезисы, конспект, доклад, реферат или опорный конспект, представляющий собой смысловой «каркас» изученного. Семинарские занятия, также как и лекции, имеют свои достоинства и недостатки.

Семинары при правильной их организации должны содействовать формированию и совершенствованию следующих умений самостоятельной деятельности студентов:

  • осуществлять сплошное, повторное, беглое, частичное чтение;
  • выполнять логический анализ текста (выделение проблемы, путей её решения при изучении нескольких источников);
  • критически оценивать информацию;
  • свободно излагать информацию своими словами;
  • строить доказательный ответ (развернутое доказательство, выделение главного, выводы);
  • систематизировать, выделять спорные вопросы;
  • формулировать собственные выводы, осуществлять их проверку;
  • оформлять результаты самостоятельной познавательной деятельности в различных формах;
  • осуществлять самоконтроль;
  • осуществлять поиск информации (используя указатели, справочники, энциклопедии, поисковые системы и т. п.);
  • составлять и использовать схемы, графики, таблицы, диаграммы, другой иллюстративный материал;
  • вести дискуссию, пропагандировать, отстаивать свою точку зрения, корректно относится к мнениям других.

К недостаткам семинарских занятий относят их реальное однообразие (хотя известны разные варианты семинаров), низкую активность студентов в обсуждении проблем (по причинам неподготовленности части аудитории, недостаточного владения преподавателем активными формами и методами обучения, вплоть до ориентации студентов на пересказ учебника или лекционного материала), недостаточную свободу выбора студентами как содержания, так и формы представления материала и др.

Критерии эффективности семинарского занятия следующие:

  • степень активности студентов;
  • уровень дискуссионности;
  • глубина обсуждения темы;
  • весомость коллективно сформулированных выводов;
  • удовлетворённость студентов и преподавателя проведенным занятием.

Семинар – достаточно вариативная форма организации обучения.

Известны следующие варианты семинарских занятий, выделяемые по разным основаниям:

  • по связи с другими формами (самостоятельное занятие, занятие, связанное с лекцией, экскурсией);
  • по задачам (семинар изучения нового материала, семинар совершенствования знаний и умений, семинар систематизации и обобщения знаний по проблеме);
  • по длительности подготовки (с длительным периодом подготовки и с коротким периодом подготовки);
  • по преобладающим методам (дискуссия, фронтальная беседа, эвристические методы, заслушивание и обсуждение докладов, сочетание разных методов);
  • по организации познавательной деятельности студентов (основанный на индивидуальной деятельности каждого, основанный на групповой подготовке);
  • по особенностям содержания (изучение достаточно известного и доступного материала, изучение сложного, малоизвестного материала).

Теорией и практикой высшего образования накоплен немалый опыт реализации семинарских занятий. Традиционные варианты семинаров обогащаются приёмами активизации познавательной деятельности студентов. С точки зрения технологической традиционное семинарское занятие складывается из ряда этапов, отраженных в таблице 7.

Семинар форма обучения в высшей школе

Появляются и внедряются в практику работы высшей школы нетрадиционные виды семинарских занятий, обеспечивающие использование способов активного и интерактивного обучение. Нетрадиционные виды лекций и семинаров рассмотрены далее в разделе, посвященном педагогическим технологиям в высшем образовании.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)