Самостоятельная работа студентов теоретические основы

В дидактике высшей школы самостоятельная работа студентов рассматривается, с одной стороны, как форма организации обучения и вид учебного труда, осуществляемый без непосредственного вмешательства преподавателя, а с другой – как средство вовлечения обучающихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство формирования у них методов её организации.

Самостоятельная работа студента – форма организации обучения, обеспечивающая осуществление индивидуальной или коллективной деятельности обучающихся по решению учебных задач (выполнению учебных заданий) под руководством, но без непосредственного участия преподавателя или академического консультанта (тьютора) с опорой на различного рода методические и организационные средства в специально отведённое аудиторное или внеаудиторное время.

Как правило, в педагогических источниках указываются следующие признаки самостоятельной работы студентов:

  • выделение специального времени (аудиторного или внеаудиторного) для проведения самостоятельной работы;
  • наличие задания преподавателя, требующего умственных и физических усилий студентов;
  • самостоятельное выполнение задания обучающимися;
  • наличие результатов работы, которые отражают своё понимание проблемы.

При этом имеет смысл уточнить некоторые важные организационные требования:

  • ориентация на организацию самостоятельной деятельности студентов, а не просто совокупности действий обучающихся, что означает обеспечение мотивации, понимания необходимых действий, рефлексии хода и результатов;
  • обеспечение средств реализации самостоятельной деятельности обучающихся (разработка технологической карты, календарного плана, учебных заданий);
  • реализация педагогического сопровождения самостоятельной работы студентов, включающего обоснованную методическую разработку комплекса заданий, консультирование и контроль;
  • наличие критериев качества выполнения каждого задания;
  • оценка преподавателем и самооценка студентами процесса и результатов самостоятельной деятельности обучающихся.

Вышесказанное показывает необходимость разведения взаимосвязанных понятий «самостоятельная работа студентов» и «самостоятельная учебная деятельность студентов». Самостоятельная работа является специфическим педагогическим средством организации и управления самостоятельной деятельностью студентов в учебном процессе. При выполнении одной и той же работы люди имеют разные цели и поэтому выполняют разные виды деятельности.

Учебная деятельность как форма сознательной активности субъекта имеет следующие структурные компоненты: цель, мотивы, действия, средства, условия, результат. Любая активность человека может выступать в виде различных процессуальных единиц – собственно деятельности, действий или операций. Самостоятельная работа может выступать для индивида как деятельность, если для неё формируется на основе потребности мотив, отражающийся в сознании обучающегося в форме смысла. Наличие осознанной и принятой цели, но без выраженного мотива, превращает самостоятельную работу в действия.

Если цель и целеполагание для самостоятельной работы во внутреннем мире студента оказываются невыраженными, то она строится скорее как набор операций навыков, соответствующий типовым задачам, и носит автоматизированный и малорефлексируемый характер. Соответственно, чем более высокой структурной единице по способу своей организации и отражению во внутреннем мире студента соответствует самостоятельная работа, тем больший вклад она способна внести в его профессиональное и личностное развитие.

То есть, если самостоятельная работа выступает для студентов в качестве деятельности, то она отражается, в первую очередь, на смысловом (мотивационном) уровне, затем проявляясь в целеполагании и постановке задач. Организуя самостоятельную учебную деятельность студентов, преподаватель призван управлять процессом, обеспечивая условия для решения учебных задач с учетом всех названных компонентов.

Учебная задача – цель, которую надлежит достигнуть обучающемуся в определённых условиях учебного процесса. Основное отличие учебной задачи от других задач заключается в том, что её цель и результат состоят в изменении самого действующего субъекта, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект.

При её решении обучающийся должен найти общий способ (принцип) подхода ко многим конкретно-частным задачам определённого класса, которые в последующем успешнее им решаются. Учебная задача решается посредством системы учебных действий, которые определяют последовательность (алгоритм) осуществления самостоятельной учебной деятельности: принятие учебной задачи, анализ задачи, актуализация имеющихся знаний, необходимых для её решения, осознание способов деятельности, необходимых для решения учебной задачи, составление плана решения задачи, практическое осуществление, контроль и оценка решения задачи.

При конструировании учебных задач целесообразно исходить из типичных профессиональных задач, которые должен решать в своей профессиональной деятельности выпускник вуза. Такой «задачный» подход в организации самостоятельной работы студентов, позволяющий более эффективно управлять процессом, предложен учеными-педагогами РГПУ им. А. И. Герцена10. Данный подход развивается и другими исследователями.

В литературных источниках по разным основаниям выделяются различные виды самостоятельной работы студентов:

  • по времени и месту проведения – аудиторная и внеаудиторная;
  • по обязательности выполнения – базовая и дополнительная;
  • по возможности выбора – обязательная, по желанию, по
    инициативе студента;
  • по уровню познавательной самостоятельности, соотношению воспроизводящей и творческой составляющей – ориентированная на репродуктивные (тренировочные), реконструктивные, творческие (поисковые) виды заданий;
  • по содержанию – внутрипредметная и межпредметная;
  • по количеству участников – групповая и индивидуальная;
  • по степени освоенности и внедрённости в практику – традиционная и инновационная.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)