Самостоятельная работа студентов актуальность проблемы
В современном быстро меняющемся мире основными задачами профессионального образования являются подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к непрерывному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Сегодня уже считается аксиомой утверждение о том, что образованность человека определяется его желанием и способностью самого себя образовывать. В решении перечисленных задач высшего образования существенное значение имеет качество организации самостоятельной работы студентов. Знакомство с достижениями теории и практики организации самостоятельной работы студентов позволяет утверждать, что в решении проблемы есть как достижения, так и нерешённые вопросы.
В научных исследованиях и в учебных пособиях по педагогике (школьной и вузовской) рассматриваются сущность самостоятельной работы, её значение для развития личностных качеств (самоорганизации, самообразовательной компетентности), анализируются разные виды самостоятельной работы, описывается общая технология организации, поднимаются вопросы организации самостоятельной работы по отдельным дисциплинам, внимание уделяется дистанционному управлению самостоятельной работой и т. д.
Однако вопросы педагогического сопровождения самостоятельной работы студентов исследованы явно недостаточно, что является одной из причин существования серьёзного противоречия между требованиями ФГОС и практикой высшего образования.
Изучение мнений преподавателей о современных проблемах организации самостоятельной работы студентов можно свести к нескольким взаимосвязанным группам, а именно:
- организационные проблемы: руководство самостоятельной работой студентов не входит в учебную нагрузку преподавателя, кроме руководства курсовыми и выпускными квалификационными работами, но и в этом случае часто количество часов занижается; самостоятельная работа студентов по кафедре и в рамках образовательной программы – бессистемна;
- недостаточная готовность преподавателей к организации эффективной (соответствующей требованиям времени) самостоятельной работы студентов: мотивационная (качество организации самостоятельной работы студентов не оценивается, руководство самостоятельной работой студентов практически осуществляется за счет личного времени преподавателя) и практическая (недостаточная научно-методическая подготовленность преподавателей для педагогического сопровождения самостоятельной работы студентов);
- недостаточное научно-методическое и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов: недостаток научно-методических рекомендаций по организации самостоятельной работы, по педагогическому сопровождению различных видов самостоятельной работы, обоснованных критериев оценивания разных видов самостоятельной деятельности студентов, контрольно-оценочных средств, обоснованных норм нагрузки студентов и преподавателей и т. п.;
- недостаточная готовность студентов к самостоятельной деятельности: мотивационная (неудовлетворённость видами самостоятельной работы, перегрузками, возникающими при недостатках планирования образовательного процесса, недостаточным учетом результатов самостоятельной деятельности в общей оценке учебной работы по дисциплине) и практическая (недостаточное развитие необходимых общеучебных умений в сочетании с возможностями найти готовые решения в сети Интернет, недостаточное педагогическое сопровождения самостоятельной деятельности студентов как по дисциплине в целом, так и отдельных видов самостоятельной работы обучающихся, особенно, новых).
Организация разнообразной самостоятельной деятельности студентов позволяет разрешить противоречие между трансляцией информации и усвоением знаний и умений во взаимосвязи теории и практики. Студенту предоставляется возможность самостоятельного определения собственной образовательной траектории, он становится подлинным субъектом собственной учебно-познавательной деятельности. Самостоятельная деятельность выступает в качестве средства организации самообразования и самовоспитания самостоятельности как личностного качества.
- Технология ситуационного анализа «Кейс-метод»
- Технология проблемного обучения эвристическое обучение
- Технология «Шесть шляп мышления»
- Технология создания ментальной карты
- Технология опорных конспектов В. Ф. Шаталова
- Графическое моделирование в учебном процессе
- Технология балльно-рейтинговой оценки результатов образования
- Технология педагогического сопровождения самостоятельной работы студентов
- Общеучебные умения как фактор успешности самостоятельной деятельности студентов
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу