Развитие профессионального образования в системе образования России

XVІІ век − 1917 г. Первые школы для мальчиков в нашем отечестве были открыты в X веке, для девочек – в конце XI века. Первые высшие учебные заведения появились в XVІІ веке. В 1632 году школа Киевского Богоявленского братства (открыта в 1615 году) была превращена в первое высшее учебное заведение – Киевобратскую коллегию, получившую права академии несколько позднее.

В конце века (в 1687 году) в Москве открывается Славяно-греколатинская академия. Преподавание в этом учебном заведении велось на трех языках: славянском, греческом и латинском. Академия складывалась прежде всего как светское учреждение, а не только как духовное. Впоследствии её выпускники (в том числе М. В. Ломоносов) стали специалистами, пригодными на воинскую, медицинскую, духовную и гражданскую службы. Из ее стен вышли такие видные деятели, как боярин Ф. М. Ртищев, князь В. В. Голицын, боярин А. С. Матвеев и др.

В XVІІІ веке Россия – многонациональное феодально-абсолютистское государство. Развитие производства требовало изменений в области образования и науки. Крупнейшим событием культурной жизни России было открытие первых светских школ – общеобразовательных и специальных. В цифирных училищах дети получали основы общего образования. В различного рода специальных школах, наряду с общеобразовательными, изучались и специальные предметы.

Первой специальной школой была основанная по указу Петра І от 14 января 1701 года Школа математических и навигационных наук. Учебный план школы был составлен её руководителем английским профессором Д. Д. Фарварсоном и преподавателем Л. Ф. Магницким.

В Москве, Петербурге и других городах открываются артиллерийские, навигацкие, хирургические (медицинские), инженерные, горнозаводские школы. В цифирные училища и специальные школы зачислялись дети всех сословий (кроме крепостных), не только добровольно, но и принудительно. Крепостные могли получить образование лишь у дьячков и домашних учителей. Такое положение просуществовало недолго, система образования начинает приобретать сословно-классовый характер, который сохранился вплоть до 1917 года.

Начиная с 30х годов XVIII века в России стали создаваться особые военные школы – кадетские корпуса для детей дворянского происхождения: Сухопутный шляхетский корпус (1731), Морской кадетский корпус (1752), Пажеский корпус (1759), Артиллерийский и инженерный военные корпуса. В кадетских корпусах было 4 класса (по 2−4 года каждый), общий срок обучения составлял 10−12 лет. В первых двух классах изучались общеобразовательные предметы (словесность, математика, история и география), в старших классах – специальные. Много внимания уделялось фехтованию, верховой езде, танцам и музыке, выработке хороших манер. В корпусах были хорошие библиотеки, применялись гуманные методы обращения с воспитанниками.

Во второй половине XVІІІ века (1764 г.) открывается Смольный институт благородных девиц для обучения и воспитания девочек и девушек дворянского происхождения, с 1765 года – и мещанского происхождения, а также воспитательное училище для мещан при Академии художеств (1764). Для дворянских детей открываются иностранные пансионы – частные образовательные учреждения. Для детей духовенства организуются духовные школы. Для детей из низших слоёв населения предназначались особые школы (гарнизонные, позднее народные училища). Если говорить о высшем образовании, то в начале XVІІІ века к Славяно-греколатинской академии добавились Морская академия, академический университет.

В 1755 году в Москве по указу императрицы Елизаветы Петровны открывается Московский университет – высшее учебное заведение, ставшее центром образования и науки. В нём могли обучаться юноши – представители обеспеченных слоёв населения. С открытием университета Славяно-греколатинская академия перемещается в Подмосковье в Троице-Сергиевскую Лавру и трансформируется в Духовную академию – первое высшее учебное заведение для подготовки лиц духовного сана.

Интересно
Развитие образования (особенно высшего) в стране связано с развитием науки. В 1725 году создана Российская Академия наук. В конце XVІІІ века в Российской империи насчитывалось около 550 различных учебных заведений (в них обучались 62 тысячи учащихся), в том числе примерно 400 народных училищ, свыше 60 духовных семинарий и столько же сословных за крытых учебных заведений.

В XІX веке появляются гимназии, вначале мужские, а затем и женские (с 1864 года), предназначенные для обучения детей дворянского и мещанского сословий. Гимназии подразделялись на классические – с преподаванием латинского и греческого языков, гуманитарных предметов (позволявшие поступать в университет) и реальные – без древних языков с большим количеством часов на физику, химию, естественные науки (для поступления в высшие технические училища).

В начале XІX века в отечественном образовании стали появляться лицеи по типу лицеев Франции, Италии, Германии, где они рассматривались как промежуточная ступень между школой и вузом, как учреждение, дающее незаконченное высшее образование. В 1803 г. открылся Демидовский лицей в Ярославле (коммерческое и юридическое направления), в 1805 г. – лицей в Одессе (коммерческое, правовое, политическое, педагогическое направления), в 1811 г. – Царскосельский лицей (право, политэкономия, статистика, общая история, философия, литература); в 1868 г. – Московский лицей, созданный на средства промышленника М. Н. Каткова (философия, право).

Лицеи приравнивались к правам университетов. Выпускники поступали на государственную службу. Лицейское образование было доступно только детям дворян и государственных чиновников. Принимались дети в возрасте 10–12 лет, обучались в 6 классах (по 2 года в каждом). В обучении сочетались школьные курсы (Закон Божий, русский, латинский, французский, английский, немецкий языки, математика, естествознание, география, психология, логика, чистописание, музыка, рисование, пение) и университетские курсы (право, политэкономия, статистика, общая история, философия, литература, богословие, гигиена).

По желанию могло проводиться военное обучение. С возникновением лицеев была решена проблема появления элитных закрытых школ для детей дворянства. В России лицей был временным типом учебного заведения, когда не было достаточно вузов. Со временем лицеи меняли свой статус на Университет. До 1917 г. функции лицея сохранились только у Александровского (Царскосельского) лицея. В начале XІX века в соответствии с шестью территориальными округами были созданы университеты в каждом из них.

К Московскому университету добавились университеты в Петербурге (с 1804 г. – Петербургский педагогический институт, с 1819 г. – университет), Казани (1804), Харькове (1804), Вильно (1803), Дерпте. Университеты должны были стать центрами образования и науки в округах. Кроме университетов развивалось среднее и высшее профессиональное образование: появляются медицинские, юридические, педагогические, сельскохозяйственные и лесные, технические, коммерческие, военные, морские, духовные учебные заведения.

В 1802 году для решения вопросов управления системой образования было создано Министерство народного просвещения. В 20х годах XІX века открылись сельские профессиональные школы для подготовки специалистов по агрономии, земледелию, животноводству, садоводству, виноделию с четырех или пятилетним сроком обучения. В 1822 г. начала свою работу Московская земледельческая школа, в 1832 г. – удельное земледельческое училище, в 1940 г. – Горогорецкое сельскохозяйственное училище и другие.

Возрастающие потребности общества в специалистах для промышленности и торговли заставили государство пойти на ряд мер. С 1839 года стали создаваться реальные классы при гимназиях, в стране появились волостные училища, подготавливающие служащих низшей квалификации для государственной администрации: писарей, землемеров, помощников фельдшеров.

Среди первых высших учебных заведений технического профиля были следующие:

  • Петербургский институт инженеров путей сообщения (1810),
  • Петербургский технологический институт (1828),
  • Московское ремесленное училище (1830),
  • Училище гражданских инженеров (1832),
  • Константиновский межевой институт в Москве (1836).

Самый высокий уровень женского образования отмечался на Бестужевских курсах (1870 г.), но он значительно уступал мужскому высшему образованию. Выпускницы Московских и Петербургских высших женских курсов получали право преподавать в старших классах гимназий, в женских институтах. В это время девочки и женщины стали допускаться в отдельные типы школ и училищ среднего и низшего звена.

Система образования в России второй половины XІX – начала XX вв. имела выраженный сословный характер, между отдельными составляющими системы не было связей и переходов.

В начале XX века к категории профессионально-технических училищ относилось 2151 учебное заведение (со 116 тысячами учащихся): ремесленные технические, художественно-промышленные, железнодорожные и горные. В 1910–1917 гг. их число увеличилось до 2500. Однако круг специальностей в них был ограничен.

Основные технические учебные заведения можно условно разделить на следующие группы:

  • средние технические школы и училища для подготовки техников или ближайших помощников инженеров по руководству производством;
  • низшие технические школы и училища – для подготовки младшего технического персонала, мастеров, механиков, машинистов и т. п.;
  • ремесленные школы и училища, подготавливающие квалифицированных рабочих, ремесленников и кустарей;
  • техникумы – новый тип средних специальных учебных заведений (возник перед Первой мировой войной).

1917–1940 гг. Дореволюционная Россия по сравнению с другими европейскими государствами отличалась низким уровнем грамотности населения – 21,1% (по переписи 1897 года). После Октябрьской революции, естественно, возникла проблема построения системы образования нового, социалистического общества.

В результате совместной работы Центрального комитета коммунистической партии и Наркомпроса в 20е годы сложилась следующая система школьного образования:

  • начальная школа (І ступень) с четырехлетним сроком обучения;
  • семилетняя школа как фундамент всей школьной системы;
  • школа ІІ ступени (девятилетняя средняя школа) с профессионализированным вторым концентром (в ряде школ);
  • фабрично-заводские семилетки (ФЗС) – разновидность семилетней школы в промышленных центрах и районах;
  • школа крестьянской молодежи (ШКМ), являющаяся продолжением школы І ступени для сельской молодежи;
  • школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) – преимущественно для рабочих подростков с профессиональной установкой, но с сохранением общеобразовательных знаний в объеме семилетней школы;
  • рабочий факультет (рабфак), дававший среднее образование рабоче-крестьянской молодежи, в своём большинстве поступающей затем в высшие учебные заведения.

Основными направлениями развития образования являлись следующие: введение всеобщего образования (начального), ликвидация неграмотности, создание единой трудовой политехнической школы, воспитание материалистического мировоззрения, обеспечение атеистического (антирелигиозного) воспитания, обеспечение связи обучения с жизнью, практикой социалистического строительства, реализация связи обучения с производительным трудом, развитие активности и самостоятельности учащихся.

Интересно
Основным звеном в системе образования была общеобразовательная школа, которая стала единой трудовой политехнической. В школах обучались и мальчики, и девочки по единой для всех программе. Трудовое обучение являлось обязательной составляющей образовательных программ. При школах стали создаваться мастерские по труду (столярные, токарные, слесарные).

Активно шла реализация политехнического принципа в школьном образовании: учащихся знакомили с основными производствами (особенно местного масштаба), со способами производства и использования электроэнергии, организовывали экскурсии на ближайшую электростанцию, на предприятия, что должно было содействовать скорейшей индустриализации страны, выполнению плана ГОЭЛРО. 1941–1945 гг. В годы Великой Отечественной войны произошло резкое сокращение сети техникумов, что рассматривается специалистами как негативное явление.

В данный период в системе профессиональной подготовки происходили следующие изменения:

  • быстро расширялась сеть училищ, школ, техникумов, выпускавших кадры для оборонной промышленности (строительной, угольной, металлургической, железнодорожного транспорта);
  • проводилась дальнейшая специализация ремесленных училищ и школ фабрично-заводского обучения в связи с важностью подготовки энергетиков, металлургов, строителей;
  • созданы новые типы учебных заведений − ремесленные училища для детей 12−13 лет, оставшихся без родителей и имевших образование в объеме 4 классов начальной школы, в которых за четыре года дети получали общее семилетнее образование и рабочую квалификацию 4−5 разрядов.

Для подготовки специалистов сельского хозяйства были открыты 32 ремесленных училища и 45 школ ФЗО механизации сельского хозяйства. Было открыто 22 индустриальных техникума. В 1944−1945 гг. по каждой из 56 специальностей обучалось от 25 до 100 тысяч человек на весь Советский Союз. В годы войны число высших учебных заведений и контингент студентов в них значительно сократились. В 1942 году в стране оставалось только 460 вузов, в которых обучалось 227,4 тыс. студентов. Всего за период 1941−1945 гг. советская высшая школа дала стране 302 тыс. специалистов. В 1943−1944 гг. в освобожденных районах страны было восстановлено более 170 вузов, а к 1944−1945 учебному году – около 300.

Вторая половина XX века. 50−70е годы XX века характеризуются следующими изменениями в системе начального и среднего профессионального образования:

  • получила дальнейшее развитие подсистема среднего профессионального образования (в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении подготовки, распределении и использовании специалистов с высшим и средним специальным образованием»), возникли два типа техникумов – на базе семилетки со сроком обучения
    4 года, на базе полного среднего образования со сроком обучения 2−2,5 года;
  • совершенствовалась подсистема низших профессионально-технических учебных заведений − все существовавшие разнообразные учреждения были преобразованы в городские и сельские профессионально-технические училища со сроками обучения от одного года до трех лет.
  • задачи профессионального образования молодежи кроме специальных учебных заведений выполняли 11-летние общеобразовательные школы с производственным обучением.

В 1965 году на конференции ЮНЕСКО была выдвинута идея непрерывного образования (П. Ленгранд), то есть обучения в течение всей жизни. С середины 70х годов идея непрерывного образования принята во многих странах. Разрабатываются отраслевые концепции непрерывного образования (педагогического, экологического и т. п.).

В начале 1998/99 учебного года в РФ функционировали:

  • 2649 государственных и муниципальных образовательных учреждений среднего профессионального образования, в которых обучались 2052 тысячи человек, в том числе 935 колледжей, реализующих программы подготовки повышенного уровня, и 60 негосударственных колледжей с контингентом 18,8 тысячи человек;
  • 587 государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, в которых обучались более 3,3 млн человек, и 334 негосударственных высших учебных заведения, в которых обучались 250,7 тысячи человек.

В государственных средних профессиональных учебных заведениях работали 123,1 тысячи преподавателей, в государственных высших учебных заведениях – 249,6 тысячи преподавателей. В 1998 году на все формы обучения в государственные и негосударственные высшие учебные заведения было принято 912,9 тысячи человек, показатель численности студентов высших учебных заведений на 10 тысяч человек населения в 1998 году составил 246. Показатель численности учащихся средних учебных заведений профессионального образования на 10 тысяч человек составил 139.

На рубеже XX–XXI веков учреждения высшего профессионального образования начали обучать студентов в соответствии с Государственными образовательными стандартами. Осенью 2003 года на конференции министров образования европейских стран в Берлине Россия присоединилась к Болонской декларации. Болонская реформа связана с реформированием российского высшего образования в соответствии с мировыми тенденциями.

Анализируя развитие системы образования в России можно выделить следующие этапы:

  • образовательные учреждения;
  • образовательные учреждения и органы управления;
  • образовательные учреждения, органы управления и государственные образовательные стандарты.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)