Сакральное и мирское
С начала ХХ века религию часто определяли и определяют как «отношение к сакральному», как «веру в духовные сущности или существа», или жажду «крепкого берега, праведной жизни, нового неба и новой земли».
Сакральное (от лат. Sacer – святое, священное) в разных религиозных традициях понимается как Бог или как некие Абсолют, Бытие, Предельная Реальность, или как нечто Предельное, Трансцендентное, Бытийственное, т. е. некоторая сила, которая определяет природу всего мира и каждого человека, придает смысл и значимость его действиям и всей жизни.
Разработке понятия о сакральном посвятили свои работы Рудольф Отто, Мирча Элиаде и целый ряд других исследователей. Это понятие стремится выявить те общие и универсальные особенности понимания начал бытия, которые можно выявить из сравнения самых разнообразных духовных учений, культовых практик и многовековых традиций.
Сакральное противопоставляется мирскому (профанному), понимаемому как нечто вторичное, второстепенное и, прежде всего, управляемое человеком, подвластное ему. Исторически те или иные явления или предметы получали сакральное значение (или сакрализовались) и лишались
этого значения (или десакрализовывались).
Наглядный пример такого обращения через «встречу с неведомым» был в шутливой форме великолепно сыгран Андреем Мироновым в известной кинокомедии «Бриллиантовая
рука» в эпизоде, когда, оказавшись в открытом море, его герой вдруг видит явление «хождения по водам» мальчика, находит у себя нательный крест и начинает следовать за «мессией», пока, опять же, вдруг не осознает истинную причину видимого «чуда»…
Серьезную постановку этой проблемы мы встречаем у Андрея Тарковского в его всемирно знаменитом «Сталкере», где видимых чудес вообще не происходит. Здесь, однако, очевидно
творится чудо приближения обретения смысла самого бытия личности в мире, высвечиваемое посещением мира Зоны, которым тоже невозможно манипулировать.
Подобно тому, как законы природы незримы, но они управляют миром, проявляясь в упорядоченности наблюдаемых явлений, так и священное, будучи само незримо, всегда проявляется через особые шифры, знаки и символы культуры, толкующие глубинную природу бытия.
Религиоведение стремится в самой общей форме дать истолкование многочисленным богословским и философским учениям о первоначале бытия и месте человека в мире. При этом религиоведческая методология должна опираться не только на понятия, в которых сами религиозные объединения описывают это бытие, но и создавать особый «метаязык» второго
порядка, отстраненный от многообразных форм самой непосредственной религиозной жизни.
Тем самым религиоведение всегда представляет собой определенное истолкование «эмпирической религии» с позиций определенной теоретической модели сакрального как такового.
- Исследования религии в Тромсё
- Другие академические институты
- Университет Осло
- Европейские истоки
- Мантика и календарь. Приметы. Толкования. Знак и символ
- Трикстер. Профанизация. Смех и страх
- Идентификация с добром и злом. Адепты и герои мифа
- Обычай и табу. Природа человека. Мужское и женское
- Колдун. Эффективность и опасность магизма. Магия и наука
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу