Колдун. Эффективность и опасность магизма. Магия и наука

Харизматизм профессии и личности колдуна (шамана) прекрасно описывает известный французский антрополог Клод Леви-Строс, ссылаясь на автобиографию колдуна канадского племени квакиутль Квесалида. Тот первоначально не верил в реальность могущества колдунов и, побуждаемый любопытством, желанием раскрыть и разоблачить их обман, начал часто бывать среди шаманов, пока один из них не предложил ему войти в их группу, где он был посвящен в тайну и быстро стал одним из «своих».

Первые уроки представляли из себя, по его словам, странную смесь пантомимы, ловкости рук и эмпирических знаний: его обучали симулировать обмороки и нервные припадки, петь магические песни, а также вызывать у себя рвоту. Он получил понятие об акушерстве и научился использовать «видящих», т. е. шпионов, тайно сообщающих шаману необходимые сведения.

Вскоре в результате нескольких успешных исцелений Квесалид прославился как «великий шаман», при этом сам он не изменил своего критического отношения к происходящему, объясняя свой успех психологическими причинами: «больной твердо верил сну, в котором он меня видел».

Однажды во время посещения соседнего племени коскимо он присутствовал при неудачном исцелении, совершаемом местными целителями, и к большому своему изумлению обнаружил разницу в приемах: вместо того, чтобы выплевывать болезнь в виде кровоточащего червячка, из-
готовленного из спрятанного в углу рта пуха, смоченного кровью из надкусанной щеки, шаманы коскимо довольствуются тем, что отхаркивают в руку немного слюны и осмеливаются утверждать, что это и есть «болезнь».

Для того чтобы выяснить, действительно ли есть сила у этих шаманов, и в чем она заключается или они тоже, как и его знакомые, только притворяются, что они шаманы, Квесалид предлагает и получает разрешение применить свой метод, поскольку местные способы оказались неэффективными. После использования его приемов исцеления больная объявляет себя выздоровевшей.

Квесалид впервые заколебался, ибо обе бесчестные методики на практике показывали разные результаты: одна не давала результата, а вторая излечивала. Аналогично он выяснил фальшивость и некоторых других шаманов, сам уверовав в то, что он и есть настоящий шаман, совсем, повидимому, забыв, как он сам первоначально скептически относился к этим приемам лечения.

Колдуны вообще (или, по крайней мере, самые искренние из них) верят в свою миссию, и это убеждение реально основано на переживаемых ими специфических состояниях. Провал противников Квесалида Леви-Строс видит не столько в объективном соотношении неудач и успехов, сколько в поведении соплеменников. Они сами подчеркивали это, жалуясь, что стали всеобщим посмешищем и испытывают стыд, а это есть по преимуществу социальное чувство.

Неудача имеет второстепенное значение, но из всех их слов было видно, что они рассматривают ее как производное от другого явления – утраты общественного соучастия, возникшего в ущерб им вокруг другого шамана (Квесалида) и другой системы излечения.

Колдун является посредником между небольшим этносом, племенем и окружающей природой, между членами племени в разрешении их споров и конфликтов, а также посредником в установлении внутреннего мира сомневающегося и страдающего соплеменника. Колдун призван своими действиями показать соплеменникам, что они не брошены один на один с чуждой и безличной стихией, а живут в гармонии с окружающими космическими силами.

Колдун совмещал в себе функции знахаря, священника, философа, гадателя, политика, а также психотерапевта. Призвание колдуна – это подвижничество, не каждый может нести такую ношу. В колдуны, как правило, избирались люди в расцвете сил, ибо им племя доверяло свое благополучие, посредничество в гармонизации отношений этого и иного миров.

Шаманы коскимо считали, что суть болезни невидима, что она имеет духовную природу и ее нельзя предъявлять как нечто материальное. Искренность Квесалида, опирающегося на собственный опыт реального выздоровления больных, совпала с реальным воодушевлением зрителей, наблюдавших более зрелищную процедуру излечивания.

Именно их интеллектуальное и эмоциональное удовлетворение от увиденного послужило
основой общественного одобрения новой методики лечения болезни. Очевидно, что целительство в эпохи отсутствия современной медицины было(и не могло не быть) эффектным, однако сегодня оно нередко является прикрытием для деятельности беззастенчивых шарлатанов и мошенников,
стремящихся «вытянуть деньги» из доверчивых сограждан.

Прекрасный пример такого рода «мастерства» продемонстрировала Вупи Голдберг в
известном фильме «Призрак» с Патриком Суази в главной роли. К. Леви-Строс рассматривает магизм, религию и науку со стороны различия в типах кодирования действительности, ее «означивания и осмысления в классификациях».

Отказываясь от принятия концепции Дж. Фрезера об исторической смене магии, религии и науки, он отмечает, что «если в каком-то смысле можно сказать, что религия состоит в очело-
вечивании природных законов, а магия – в натурализации человеческих действий, т. е. в истолковании определенных человеческих действий как составной части физического детерминизма, то здесь речь идет не об альтернативе или об этапах эволюции.

Антропоморфизм природы (в чем состоит религия) и физиоморфизм человека (как мы определили бы магию) образуют постоянные составляющие, меняется лишь их дозировка… Нет религии без магии, как и магии, которая не подразумевала бы зерно религии

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)