Структура, типология и функции мифов

Поливариантность любого мифа, сказки создает сложную проблему тождества, идентичности конкретного повествования. Действительно, если та история про Колобка, которую вам рассказывала ваша мама в детстве и которую вы записали по памяти, не совпадает с описанием ее в специально изданной детской книге, то можно установить, в чем именно различаются
эти истории.

Однако, если вы заинтересуетесь этой проблемой и начнете собирать все опубликованные версии сказки о Колобке, то скорее всего выяснится, что и опубликованные истории тоже различаются между собой в некоторых деталях. Скоро возникнет и вопрос о том, что эти сказки очень напоминают другие истории из других регионов, где вместо Колобка выступает другой персонаж, совершающий, однако, сходные действия.

Ваше полное увлечение всеми сказками мира позволит выявить глубинное сходство множества на первый взгляд совершенно различных историй. Действительно, если к настоящему времени записаны и опубликованы более 100 000 различных мифов (сказок), то количество самостоятельных сюжетов не превышает двух сотен, иначе говоря, все это огромное количество историй повествует примерно об одном и том же.

В этом смысле можно говорить о трех уровнях структуры мифа – текстуальном (структура конкретного повествования), сюжетном (структура общего сюжета) и фундаментальном (структура мифа как такового, как совокупности специфических элементов). Фундаментальный уровень позволяет анализировать сходство сюжетов всего многообразия мифов, которое объясняется сегодня в двух основных концепциях – антропологии и теологии прамонотеизма.

Антропология полагает причиной сходства мифов общность истории современного человечества, которое, согласно данным генетики, имеет африканское происхождение, причем из Африки наши прямые предки вышли около 200 000 лет тому назад, расселившись по всему земному шару.

Концепция прамонотеизма Вильгельма Шмидта (1868 – 1954), основоположника теологической Венской школы этнологии, предполагала, в противовес теории Э. Тайлора, что первоначальной формой религии был не анимизм, а монотеизм или «прамонотеизм» (пратеизм), а первобытные
люди в мифических персонажах героев, демиургов и богов сохранили память о полученном ими Божественном Откровении, своего рода устной пра- Библии.

Антропологи, филологи и этнографы выделяют несколько типов (категорий) мифов в зависимости от их содержания. Выделяют этиологические (объясняющие происхождение различных природных и культурных феноменов из какого-либо прецедента, случая), среди которых выделяются культовые (объясняющие происхождение конкретных культов), космогонические (объясняющие происхождение космоса, Вселенной и Земли), антропогонические (объясняющие происхождение первых людей, первопредков племени), астральные, солярные и лунарные (объясняющие происхождение и особенности движения звезд, планет, солнца и луны), (объясняющие происхождение конкретных культов).

Кроме того выделяют дуалистические (построенные на противопоставлении различных символов), близнечные (повествующие о близнецах, часто прародителях данного племени), тотемические (объясняющие родственную связь племени с конкретным животным, растением или природным предметом) и т.п.

Мифы играют четыре основные функции: интегративную, поведенческую, мировоззренческую и экзистентную (смысложизненную). Первая проявляется в том, что миф сплачивает членов одного племени, интегрирует их в одно культурное целое, он утверждает их этническую идентичность, разделяя человечество на «своих» (собственно «людей») и «чужих» («полулюдей» или вообще «нелюдей»).

Вторая функция связана с приобщением к нормам поведения, обычаям и табу, тогда как третья – с пониманием и объяснением происходящих природных и социальных явлений. Экзистентная функция связана с жизнеутверждающим пафосом мифа, нет «сказок с плохим концом», где, к примеру, Машенька гибнет в неравной борьбе с Медведем и т.п. Герой мифа, даже если он маленькая девочка, оказывается победителем сильного и страшного противника.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)