Обычай и табу. Природа человека. Мужское и женское

Миф как индивидуальное понимание отдельных событий возникает по мере становления коллективного понимания, складывающегося бессознательно, стихийно, в процессе формирования языка, слов с определенным значением. Тайна слова, способного превратить внутренние переживания человека во внешнюю речь, способную в свою очередь преобразовать других членов общины, изменить их поведение, затормозить одни их мотивы и внушить им новые, т. е. превратить внешний для них сигнал в их внутренние побуждения, и сегодня остается нераскрытой.

Чудо сопереживания, самозабвения, «слияния» индивидов в речевом общении, их забвения физической и биологической разделенности, по мере его осознания древним человеком, приводило к формированию магизма, убеждения в физической силе слова, его способности влиять на мировые процессы и отдельные предметы.

Слово начинает мыслиться как нечто «должное» для охватываемых им явлений, как источник их определенности, упорядоченности. Сущность «должного» как неразделенности морали, истины и красоты прекрасно охарактеризовал П.Л. Флоренский.

Возникновение миллионы лет назад у существ другого биологического вида, но одного с нами рода Гомо таких бессмысленных с биологической точки зрения форм деятельности, как изготовление орудий, а позднее и обрядов поддержания огня, свидетельствует о формировании
культуры, т. е. способов трансформации общиной и социумом, индивидуальной биологической мотивации поведения любого ее члена, такого, к примеру, как желания просто поваляться на травке, что и сегодня, порой, бывает не просто.

Выйти за биологически возможный и необходимый способ поведения может только существо, которое видит мир через невидимое, через общинные сказания, глазами прошлых поколений, традиций, обычаев.

Должное предполагает с одной стороны, отрыв от непосредственной реальности и формирование образа идеала, которому реальность должна соответствовать, но с другой, связь этого идеала с непосредственной действительностью, веру в возможность достижения идеального, или «совершенного», состояния и знания способов этого достижения, т. е. ритуала.

«Должное», выраженное словом, мифом, выступает как природный и общинный порядок, обеспечивающий выживание того и другого. «Должное» выражает и общинно-значимую мотивацию поведения индивида, т. е. доверие к непосредственно бесполезным и неочевидным действиям, значимость и обязательность которых задавалась опосредованно, как опыт прошлых поколений, событий иной жизни, т. е. как миф.

Незримое, невоспринимаемое в мифе – это всегда зримое в принципе, но только удаленное во
времени или в пространстве, а незримое вообще – как в мировых религиях. Оно продолжается и сегодня, включая в себя зримое и присутствующее, оно в мифе принципиально потусторонне.

«Должное» в логическом плане выражает собой такое описание мира окружающих феноменов, которое еще не противопоставляется объяснению и обоснованию. Должное для древнего сознания есть такое сходство для уникального, которое есть необходимое в его проявлении и как таковое есть обоснование уникального, объяснение его специфики.

Должное предполагает выражение общего через единичное, абстрактного через конкретное, традиционное через событийное, а потому и выведение, дедуцирование любого частного события из «канона», традиции, подгонку всего нового под общинно-признанное.

Каждый персонаж, герой мифа, представляется статично, он не развивается, как мы сегодня это воспринимаем, от детства к юности, зрелости и старости, но превращается из одного качества в другое «скачком», после внешнего воздействия, через ритуал «инициации». Обычно это ежегодный праздник «посвящения во взрослые», когда молодые люди, подростки, должны выдержать суровый экзамен, доказав свою готовность перейти в статус взрослого воина.

Собственно и отмечавшееся выше «оборотничество», характерное для мифологии, связано со статичным или «субстратным» пониманием человека, с неумением представить себе развитие его
личности, внутреннее единство его «Я» в смене возрастов, настроений и социальных ролей.

Только в эпосах наблюдается становление «Я» индивида, проходящего через внутреннюю борьбу и возрастные изменения, подобно росту растения, развивающемуся из семени.

Обычаи, формирующиеся как строго упорядоченные действия, стереотипы поведения, в отличие от обряда, включены в саму практическую деятельность, а не выступают как символическое поведение. Табу (taboo, tabu от полинез. tapu – запрет) – запреты на прикосновение к определенным предметам, произнесению определенных слов и совершение определенных действий, нарушение которых завершается неизбежной смертью.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)