Другие академические институты

В структуре Церкви Норвегии существует большое количество общественных организаций, особенно групп, поддерживающих миссионерскую деятельность в станах мира. Норвежское Миссионерское общество – это одна из групп, организовавших в 1843 году учебное заведение по подготовке миссионеров.

Сегодня оно преобразовано в Колледж Миссии («Misjonshøgskolen»), предназначенный не только для миссионеров, но также для обучения рядовых священнослужителей для Церкви Норвегии и
учителей религии в государственных школах. Колледж расположен в Ставангере на юго-западе Норвегии. Благодаря историческим связям с миссией в этом образовательном учреждении придается особое значение знакомству с другими, не христиансткими, религиями.

Однако это обучение в большей степени подчинено интересам христианской религии и миссионерской деятельности.

Подобная оценка распространяется, и даже в большей степени, на деятельность норвежской лютеранской школы теологии в Осло («Menighetsfakultetet»), образовательного учреждения для подготовки священников и школьных учителей с более консервативных теологических позиций, чем на факультете теологии университета Осло, а также на норвежскую Педагогическую Академию исследований религии и образования («Norsk Lærerakademi») в Бергене, связанную своими корнями с Норвежским Христианским движением, существовавшим в течение XIX века.

Академия является одним из нескольких частных университетских колледжей в Норвегии. Она состоит из двух школ: школы образования и религии и педагогического колледжа.

Отделения религиоведения норвежских университетов возникли в результате изменений, тесно связанных с теологическим образованием – исторической связи, которая время от времени становилась причиной множества конфликтов и антагонизма: результата сильного расхождения задач теологического и религиоведческого образования.

Целью факультетов истории религии и религиоведения является изучение религии, свободное от конфессиональных и церковных оценок, в то время как целью теологического факультета считается исследование определенной религии с конфессиональных позиций, преследующих собственные интересы.

На светском факультете религиоведения изучение религиозных традиций должно не только помочь студенту лучше понимать Христианство, но также обеспечить его средствами понимания любой другой религиозной традиции на его собственное усмотрение. Конфликты же часто возникали в связи с академическим контекстом обучения религии.

Религиозное образование в государственной образовательной системе Норвегии традиционно велось с конфессиональных позиций. Система общеобразовательных школ в Норвегии возникла в условиях, когда церковь являлась средством обучения молодежи христианской вере, и «светская» точка зрения на религию до настоящего времени не встречалась.

На самом деле система государственного образования была реформирована только после Второй мировой войны, таким образом, необходимым стало создание факультетов религиоведения, где учителя могли бы освоить более внеконфессиональный и светский подходы к религии как важному культурному феномену.

Изучение религии также может включать в себя так называемые «светские мировоззрения» (светский гуманизм, марксизм, натурализм и т.д.), часто оцениваемые способом сопоставления двух понятий «религии и мировоззрений».

Сегодня существует три отделения теологии, где готовят священников для Церкви Норвегии (два – в Осло, одно – в Ставангере). Другие церкви располагают собственными независимыми семинариями для подготовки священников на базе их теологических традиций. На сегодняшний
момент существует четыре факультета религиоведения.

В дополнение к факультету истории религии в университете Осло также действуют факультеты религиоведения в университете Бергена (реорганизованном в 1991 году так, что факультет христианства стал частью факультета религиоведения), в университете Тронхейма (основан в 1964 году) и в университете Тромсё (основан в 1995 году).

Все они осуществляют «светский» подход к исследованию религий, хотя в Тронхейме и Тромсё достаточно сильно акцентируется внимание на изучение христианства. Факультет религиоведения университета Тромсё включает в себя особое направление,целью которого является преодоление разрыва между религиоведением и теологией.

Студенты могут по собственному желанию выбрать такой путь обучения, который позволит им быть рукоположенными в сан священника Церкви Норвегии. Изучение религии в норвежских университетах обычно понимается как исследование религиозных традиций как в прошлом, так и в настоящем.

Факультет в университете Осло специализируется на исторических аспектах изучения религии, используя термин «история религии» в качестве самоназвания. Подобные исторические исследования часто основаны на изучении священных текстов. Термин «наука о религии», или «религиоведение», также употребляется остальными тремя факультетами в Бергене, Тронхейме и Тромсё для того, чтобы акцентировать внимание на направленность изучения религии как современного явления.

В то время, как исторический подход в религиоведении в большей степени основан на при-
менении филологических и археологических методов, религиоведческий подход дополняется использованием социологических и антропологических методов.

Таким образом, не существует какого-либо уникального или специфического метода, характеризующего изучение религии, но есть множество подходов, использование которых зависит от конкретной цели
исследования.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)