Рынок образовательных услуг

В условиях растущей сервизации экономики рынок образовательных услуг представляет собой динамично развивающуюся отрасль национального хозяйства. Развитие рыночных отношений в сфере образования началось в 90-х годах прошлого века и было интенсифицировано сокращением бюджетного финансирования и предоставлением образовательным организациям экономической самостоятельности.

В настоящее время в отечественной научной литературе нет единого устоявшегося мнения в отношении данной категории. Под рынком образовательных услуг часто

«понимают систему экономических отношений между экономическими субъектам по поводу купли-продажи образовательных услуг»

Так как рынок образовательных услуг является разновидностью товарного рынка, то на него также воздействуют рыночные силы: спрос, предложение и конкуренция. Также рынок образовательных услуг имеет специфику, которая предопределяется сущностью образования.

С одной стороны, образование является частным благом, когда речь идет об оказании платных образовательных услуг, с другой – общественным, когда подразумевается бесплатное обучение на бюджетных местах. Таким образом, образование является смешанным, а также социально значимым благом, поэтому рынок образовательных услуг сочетает в себе как экономические, так и административные механизмы регулирования, традиционно испытывает на себе высокую степень государственного вмешательства.

С точки зрения потребителей, принимая решения, они сталкиваются с высокой асимметричностью и неполнотой информации, которая вытекает из невещественного характера образовательных услуг. Пролонгированность потребления образовательной услуги также усиливает эту неопределённость.

Интересно
В современной экономической науке под неопределённостью понимают прежде всего асимметрию информации, т.е. ее отсутствие, не- полноту или недостоверность, а также ограниченные возможности людей в сборе и переработке постоянно меняющейся информации, в результате чего возникают риски планирования, принятия и реализации решений на всех уровнях хозяйственной системы.

Несмотря на тенденцию массовизации образования, в частности высшего, обучение является дорогостоящей услугой во всем мире.

Отсюда проистекает разграничение потребления услуги и ее оплаты. Нельзя не отметить существенный положительный внешний эффект сферы образования через влияние на общество, экономику, культуру и институциональное устройство страны. Участники рынка образовательных услуг чрезвычайно разнообразны.

В сфере высшего образования к ним можно отнести:

  • абитуриентов при выборе образовательных программ и вуза для обучения;
  • родителей абитуриентов;
  • работодателей при принятии решений о трудоустройстве выпускников;
  • профессорско-преподавательский состав при поиске академических рабочих мест;
  • образовательные организации при выработке стратегии развития;
  • инновационные компании для реализации совместных проектов с вузами;
  • государство, интересы которого связаны с увеличивающимся влиянием качества человеческого капитала на экономическое развитие страны, особенно в условиях глобализации и обострения конкурентной борьбы.

Под образовательной услугой «понимают передачу знаний, умений, навыков и информации, которые используются в целях удовлетворения специфической потребности человека и общества в интеллектуальном развитии и приобретении профессиональных умений и навыков, а также реализацию программ обучения разного уровня сложности и продолжи- тельности».

В конечном итоге потребление образовательных услуг направлено на увеличение человеческого капитала. По мнению большинства специалистов, занимающихся данной проблематикой, место, которые страны будут занимать в глобальном миропорядке, определяется не территорией или богатыми природными ресурсами, а человечески капиталом, на формирование которого влияют многочисленные факторы микро и макросреды: семья, национальная система образования, рынок труда, институциональное устройство общества.

В этой связи хотелось бы отметить, что, несмотря на довольно распространенную точку зрения, что человеческий капитал способствует росту национального продукта, хозяйственные отношения исходят из укоренённости экономических действий в институциональной структуре и имеют специфические исторические и социокультурные основания.

Соответственно, действующие в обществе институты могут стимулировать раз- личные модели человеческого поведения, которые зачастую не способствуют росту общественного благосостояния.
Институциональная инертность, зависимость от траектории предыдущего развития и эффект долговечности социального капитала оказывают большое влияние на социально-экономическое развитии.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)