Роль государства в антикризисном управлении

При изучении зарубежной практики антикризисного управления особое значение уделяется роли государства в этом процессе, в ликвидации кризисных процессов, приоритетам и ограничениям государственного регулирования кризисных ситуаций, средствам и механизмам этого регулирования, изучению возможностей государства в предотвращении кризисов.

Сегодня, в условиях кризиса, эта проблема для экономики российского государства является особенно актуальной, так как стала ясна «пагубность» курса на ликвидацию ее государственного регулирования. Эта тема звучит в выступлениях и региональных лидеров, и в наработках коллективов авторитетных ученых и специалистов. При этом приходит осознание необходимости серьезной корректировки стратегии и тактики реформы в направлении усиления роли государства в экономике, необходимости формирования эффективной системы управления, в том числе наведения порядка в управлении государственной и муниципальной собственностью.

В связи с этим возросла актуальность задач повышения эффективности государственного предпринимательства, в том числе его участия в деятельности крупных корпоративных структур, в управлении госпакетами акций, в государственно-частном предпринимательстве.

Решение указанных задач немыслимо без тщательного изучения и умелого использования в российских условиях соответствующего опыта стран с развитыми рыночными системами, государственное регулирование которых формировалось столетиями.

Основными причинами участия государственных институтов в регулировании экономики на микро- и макроуровнях, а также ситуаций, при которых государство как гарант общественного развития вмешивается в деятельность хозяйствующих субъектов, являются:

  • выполнение задач оборонного характера;
  • ускорение осуществления энергетических, производственных, социальных, экономических, научных, технических, военных и других программ национального масштаба;
  • изменение геополитического положения государства (задачи становления в новом качестве);
  • смена способа производства;
  • мобилизация сил для преодоления экономического (финансового) или политического кризиса;
  • угроза терроризма;
  • экологические и климатические изменения.

Реализация указанных задач государством осуществляется посредством системы функций, важнейшей из которых является антикризисное регулирование.

Под регулированием понимается функция управления, обеспечивающая равновесное состояние институциональных образований экономической системы страны.

Антикризисное регулирование—это комплекс мер законодательных и исполнительных органов федерального, регионального и муниципального уровней по защите прав хозяйствующих субъектов и обеспечению оптимальных условий их функционирования.

Различают следующие формы государственного регулирования экономических процессов:

  • нормативно-правовое;
  • финансовое;
  • социальное;
  • экологическое;
  • информационное.

Основой нормативно-правового регулирования государства экономических процессов является Конституция (в любом государстве), а также Гражданский кодекс (в России, в других странах аналогичный акт может называться по-другому) и система других правовых законодательных актов (Уголовный, Арбитражно-процессуальный, Налоговый и другие кодексы, законы и подзаконные акты).

Указанный свод законов обеспечивает правовое поле функционирования государства, других экономических и политических субъектов.

Финансовое регулирование — это управление совокупностью денежных средств, находящихся в распоряжении домохозяйств, предприятий и государства, а также источниками доходов, статьями расходов, порядком их формирования и использования.

Финансовое регулирование осуществляется посредством использования бюджетной системы, которая обеспечивает аккумулирование и перераспределение денежных средств.

Особое значение в условиях кризиса экономики приобретает государственное нормативное регулирование в сфере социальных ценностей, в том числе таких сторон социальной жизни, как занятость, трудовые отношения, развитие домохозяйств.

Эта функция государственного регулирования осуществляется посредством арсенала законодательных и административно-правовых мер, политики цен и тарифов, налогов, социальных трансфертов, экологических правил.

Основными задачами государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов являются:

  • профилактика кризисных явлений;
  • обеспечение поступательного развития национальной экономики.

Определяется сфера влияния антикризисного управления в системе государственных приоритетов как область (сектор) государственного регулирования, осуществляемого в спектре национальной социально-экономической политики.

Функции государства в антикризисном управлении сводятся к решению следующих задач:

  • не допустить кризисного разрушения несостоятельных предприятий, имеющих потенциал по восстановлению их платежеспособности;
  • обеспечить действенный механизм реструктуризации фирм;
  • не допустить ликвидации фирм, оказывающих (производящих) социально значимые, жизненно необходимые услуги, работы, продукцию.

Цель государственного антикризисного управления — минимизация социальных издержек функционирования рыночной экономики, осуществление эффективных мер в отношении кризисных предприятий (фирм).

При рассмотрении вопроса о роли государства в антикризисном управлении за рубежом необходимо учитывать разные виды
антикризисного управления:

  • корпоративное оздоровление можно рассматривать как сделку между проблемной компанией и частнопрактикующими специалистами по антикризисному управлению;
  • неформальное финансовое оздоровление должника по инициативе и под контролем кредиторов оформляется как соглашение между кредиторами и должником;
  • формальное финансовое оздоровление должника в рамках судебных процедур несостоятельности (банкротства);
  • фактическое сохранение бизнеса несостоятельного должника в процедуре его ликвидации как юридического лица—антикризисное управление через банкротство.

При этом роль государства в двух первых видах антикризисного управления, оформленных как сделка, невелика, и значительна роль в тех видах антикризисного управления, которые осуществляются в рамках процедур банкротства.

Однако и в этих случаях необходимо учитывать, что, с одной стороны, она регулирует сферу банкротства как некий внешний по отношению к государству объект, с другой—банкротство есть одна из сфер государственной деятельности, осуществляя которую государство не регулирует банкротство, а осуществляет его.

В самом общем виде система несостоятельности состоит из следующих ключевых элементов: законодательство, судебная система, система принудительного исполнения судебных актов, государственные органы по банкротству, институт специалистов и понимание необходимости банкротства в обществе.

Существует множество определений банкротства, однако к нашей теме больше всего подходит такое: «Банкротство — признанная судом неспособность должника в полном объеме удовлетворять требования кредиторов».

В этом определении заложены все основные характеристики системы несостоятельности: банкротство не есть дело частных лиц, регулируемое законом; банкротство есть судебный акт, и поскольку суд есть один из краеугольных камней государства, банкротство есть деяние государства.

В области несостоятельности государство:

  • устанавливает правила банкротства законами и подзаконными актами;
  • образует систему осуществления банкротства в виде судебной системы;
  • образует систему обеспечения реализации банкротства в виде системы принудительного исполнения судебных актов;
  • образует систему кадрового обеспечения процедур банкротства в виде правовых условий существования института специалистов, а также в виде правовых условий деятельности, умелости, добросовестности, оплатности и ответственности специалистов по несостоятельности;
  • образует систему выработки и обеспечения государственной политики в области несостоятельности в виде государственных органов по банкротству;
  • осуществляет банкротство судами и судебными актами.

Что касается такого ключевого элемента системы несостоятельности, как «понимание необходимости банкротства в обществе», то это — тот единственный элемент, про который нельзя сказать, что он есть функция государства. Однако разве не справедливо утверждение:

«Не было бы банкротства — не было бы никакого общественного мнения по нему».

Все вышесказанное призвано доказать тезис о том, что государство не «регулирует» банкротство, а «осуществляет» его, т.е. банкротство есть одна из сфер государственной деятельности наряду с такими сферами, как оборона, внешняя политика, национальная безопасность и проч.

Как показывает краткий обзор зарубежного законодательства о банкротстве и направлений его трансформации, требования,
предъявляемые к системам несостоятельности разных стран, менялись с течением времени.

Интересно
В период становления институт банкротства еще только возникал в нашей стране, ведущие мировые специалисты по несостоятельности делились с Россией своим опытом в этой сфере. Тогда в отношении целей и задач систем несостоятельности говорилось следующее: «Банкротство в странах с рыночной экономикой необходимо для развития экономики, основанной на конкуренции и непрерывных структурных изменениях. Оно способствует воспитанию дисциплины и соблюдению правил делового оборота в области финансового управления, а также предназначено для того, чтобы содействовать реконструкции неэффективных предприятий либо их цивилизованному выводу из рынка.

Таким образом, банкротство является важной составляющей рыночной экономики, либо экономики, находящейся в переходном периоде, и обеспечивает гарантии как местным, так и иностранным инвесторам, что в конечном счете способствует экономическому развитию страны.

Другие ведущие иностранные специалисты так определяли цели системы несостоятельности: «Основными задачами, решаемыми системой несостоятельности стран с рыночной экономикой, являются следующие:

  1. Защита активов предприятиядолжника в интересах кредиторов и их распределение в соответствии с Законом в целях максимального удовлетворения их требований.
  2. Возврат долгов кредиторам посредством распределения выручки от продажи активов и (или) в виде акций реорганизованного действующего предприятия, либо использование отсрочки или сокращения долга предприятия в случае наличия возможности восстановления его платежеспособности.
  3. Максимальное использование существующих возможностей «спасения» предприятия или его частей, которые посредством процедуры банкротства могут быть восстановлены и внести свой вклад в экономику страны.
  4. Обеспечение механизма рассмотрения дел о нарушениях и злоупотреблениях в управлении обанкротившимися предприятиями и аннулирования неправомерных сделок».

Нетрудно заметить, что два набора целей и задач, приведенные выше, несколько отличаются друг от друга, хотя оба они выглядят весьма привлекательно. Складывается впечатление, что тогда — на заре становления системы несостоятельности в странах с переходной экономикой — перед западными специалистами стояла задача убедить принимающие страны (в данном случае—Россию) в необходимости развития системы несостоятельности, характеризуя ее (эту систему) всевозможными полезными качествами, причем за перечнями этих качеств (целей, задач) как-то не прослеживалось твердой концептуальной основы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)