Финансовое законодательство о банкротстве

Целями концепции правового регулирования несостоятельности французского законодательства являются сохранение действующих предприятий, сохранение рабочих мест и удовлетворение требований кредиторов2. Причем именно в такой последовательности.

Особенностью французской системы несостоятельности является то, что представители суда стремятся инициировать переговоры должника с кредиторами при первых признаках надвигающейся неплатежеспособности. Для адекватной оценки текущего финансового состояния предприятий была создана схема постоянной отчетности перед региональными советами директоров и судом.

Зачастую кредиторам приходится соглашаться на предложенные условия, ухудшающие их права, так как иначе при открытии формальных судебных процедур они могут вообще ничего не получить. Если по истечении трех месяцев согласие не будет достигнуто, начинаются судебные процедуры несостоятельности.

Если предприятие имеет возможность продолжить работу, суд может открыть процедуру реструктуризации. Это означает, что в сравнительно короткие сроки прежнее или новое руководство должника обязано предложить план продолжения деятельности предприятия, предусматривающий удовлетворение требований кредиторов в срок, не превышающий 10 лет (до реформы 1994 г. временных ограничений не было вообще), либо будет предложена продажа предприятия третьим лицам на условиях продолжения деятельности предприятия. Цена сделки зависит не от размера обязательств должника, а от предполагаемой стоимости действующего предприятия.

Если реальной возможности продолжить деятельность предприятия нет или если сумма обязательств намного превышает
стоимость работающего предприятия, то по решению суда открывается ликвидационная процедура. До реформы законодательства о банкротстве в 1994 г. было сложно сразу начать ликвидационные процедуры даже при явной бесперспективности предприятия.

Третьи лица также могут внести свои предложения для финансового оздоровления предприятия. При этом до судебного рассмотрения их условий они не вправе в одностороннем порядке отказаться от своих предложений.

Начало процедуры оздоровления предприятий связывается с фактом прекращения платежей. Об этом не позднее чем в 15-дневный срок после прекращения платежей должны заявить руководители несостоятельного предприятия. Могут заявить о начале процедуры кредиторы. Суд может принять решение о начале процедуры по собственной инициативе или на основе информации представителей трудового коллектива, администрации предприятия, прокурора.

Французская система бухгалтерского учета отличается строгим подходом. В 1994 г. был принят закон, обязывающий аудиторов акционерных обществ «в случае обнаружения угрозы неплатежеспособности немедленно информировать об этом администрацию общества и председателя торгового суда».

Начало процедур несостоятельности открывается введением периода наблюдения. В решении об открытии процедуры наблюдения суд назначает специального судью и двух уполномоченных — администратора и представителя кредиторов. Администратор должен контролировать управленческие действия руководства должника, помогать должнику управлять или осуществлять управление самостоятельно. Объем полномочий администратора устанавливается судом, функции администратора в любой момент могут быть изменены.

Судебное решение об открытии процедуры автоматически запрещает выплаты по любым обязательствам, возникшим ранее этого судебного решения, приостанавливает взыскание по любому иску со стороны всех кредиторов, чьи требования возникли до указанного решения.

В течение периода наблюдения администратор должен подготовить отчет об экономическом и социальном положении предприятия, в котором должны быть проанализированы социальные аспекты и предложены меры по восстановлению платежеспособности несостоятельного предприятия.

В течение периода наблюдения предприятие продолжает деятельность. При наличии оснований суд может до окончания периода наблюдения принять решение о прекращении деятельности и ликвидации предприятия.

Интересно
Французское законодательство о несостоятельности является наиболее либеральным по отношению к предприятию-должнику и наиболее жестким по отношению к кредиторам, в том числе и обеспеченным. По обеспеченным обязательствам не начисляются никакие проценты после открытия процедур несостоятельности (кроме договоров займа, заключенных на срок более одного года, кредитов с отсрочкой по выплате более чем на один год).

Право обеспечения значительно ослабляется тем, что за счет предметов обеспечения могут погашаться расходы на управление несостоятельным должником, так как они имеют более высокий приоритет, чем обеспеченные требования. Администратор вправе с разрешения суда предоставлять активы, уже являющиеся обеспечением, для обеспечения новых займов с более высоким приоритетом. Трудовые и налоговые требования тоже имеют более высокий приоритет, чем обеспеченные требования.

Права обеспеченного кредитора зависят от того, является ли обеспеченный кредитор владельцем предмета обеспечения и является ли объектом обеспечения недвижимость.

Суд может принять план оздоровления предприятия, и тогда на требования обеспеченных и необеспеченных кредиторов будет наложен мораторий. Так как никакие проценты за период оздоровления не начисляются, то интересам кредиторов наносится значительный ущерб.

В судебном заседании с участием должника, администратора, представителя кредиторов, представителей трудового коллектива заслушивается отчет администратора, после чего суд принимает решение о продолжении деятельности либо ликвидации предприятия. В судебном решении указываются лица, на которых возлагается выполнение плана восстановления платежеспособности.

В плане должны быть названы меры по поддержанию и финансированию предприятия, уровень занятости, размеры предстоящих увольнений, необходимые изменения в уставе.

Также на основании отчета суд может принять решение о полной либо частичной уступке предприятия. Причем предметом уступки может быть только целостный технологический комплекс.

Цессионарий до полной оплаты всей стоимости не имеет права продавать или сдавать в аренду приобретаемое им имущество. Цена определяется в соответствии с рыночной стоимостью бизнеса. Цессионарию передаются активы, свободные от обязательств перед кредиторами. Требования кредиторов удовлетворяются из суммы, вырученной при продаже.

После того как все вышеперечисленные возможности для сохранения действующего предприятия оказались исчерпанными, суд принимает решение об открытии конкурсного производства, распродаже активов должника, распределении выручки среди кредиторов.

Самым высоким приоритетом обладают требования по заработной плате и другим выплатам, связанным с трудовыми отношениями, по судебным издержкам. Затем погашаются текущие требования, возникшие после возбуждения дела о несостоятельности.

После этого погашаются требования обеспеченных кредиторов. Оставшееся имущество уменьшается на сумму вознаграждения администратора или ликвидатора и после этого распределяется между необеспеченными кредиторами соразмерно их требованиям. Кредиторы, заявившие требования с опозданием, теряют право на участие в распределении.

Следует отметить, что к предприятиям с численностью работников не более 50 человек и годовым оборотом, не превышающим 20 млн франков (около 4 млн долл. США), может применяться упрощенная процедура оздоровления. Однако на практике из-за жестких условий гораздо чаще используется обычная процедура.

Что касается ответственности для руководителя, доведшего предприятие до банкротства, в результате которого было уволено большое число сотрудников, то ему может грозить до 20 лет тюрьмы.

На основании всего вышесказанного можно сделать следующие выводы.

В основании французской системы несостоятельности лежит идея защиты инфраструктуры предприятия должника за счет урезания прав кредиторов. На первый взгляд, этот вариант может способствовать увеличению шансов на сохранение действующих предприятий и укреплению экономической системы.

Однако попытка оздоровления должника предпринимается за счет кредиторов, что, в свою очередь, затрудняет кредитование конкретных предприятий и всей экономики в целом. Таким образом, французская система несостоятельности не является эффективным механизмом для выполнения основной макроэкономической задачи — обеспечения стабильного и устойчивого экономического роста.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)