Антикризисное управление в Японии

Финансовый кризис проявился в Японии в виде ухудшения финансового состояния большинства японских банков, хотя первопричиной этого ухудшения явились кризисные явления на промышленных предприятиях. Несмотря на ухудшение мировой конъюнктуры и ослабление конкурентных позиций многих японских компаний на мировых рынках, банки продолжали кредитовать своих клиентов, как будто ничего не происходило. И когда промышленные компании одна за другой стали задерживать выплаты по своим обязательствам перед банками, те начали просто разоряться.

В этой ситуации японское правительство приняло принципиальное решение о том, что государство берет на себя всю ответственность за вывод экономики страны из кризиса и что достигнуто это будет путем реализации мероприятий по антикризисному управлению японскими банками и промышленными компаниями за государственный счет.

Иными словами, японское государство пошло на осуществление антикризисного управления и на макро- и на микроэкономическом уровнях.

С этой целью к 2000 г. в Японии была создана комплексная правовая база государственного антикризисного управления: были приняты законы «О финансовом оздоровлении», «О промышленном оздоровлении», «О социальном оздоровлении», «О реформе и реорганизации компаний», «Специальный закон о реорганизации финансовых институтов» и «Закон о признании иностранных процедур несостоятельности и содействии их осуществления».

В дополнение к этим законам были приняты «Правила проведения неформального финансового оздоровления компаний (workouts)» в соответствии с рекомендациями международной ассоциации специалистов по несостоятельности INSOL International. Все эти правовые акты позволили правительству в 2003 г. создать Корпорацию промышленного оздоровления Японии (Industrial Revitalization Corporation of Japan — IRCJ). IRCJ была образована как акционерное общество, единственным акционером которой было государство.

IRCJ было предписано осуществлять следующие функции:

  1. Действовать в качестве посредника при заключении мировых соглашений между неплатежеспособными компаниями и их
    кредиторами; побуждать последних соглашаться на планы реструктуризации задолженности должников.
  2. Содействовать секьюритизации задолженности промышленных компаний и развитию вторичного кредитного рынка; инициировать создание специальных фондов оздоровления компаний.
  3. Содействовать структурной перестройке и перегруппировке отраслей промышленности.
  4. Поддерживать проблемные компании, выкупая их долги у миноритарных кредиторов (банков) и разрабатывая планы реструктуризации должника вместе с его основным кредитором.
  5. В разработке планов реструктуризации должников привлекать специалистов по антикризисному управлению из частного сектора.
  6. Финансировать сделки по выкупу активов должника за долги, предоставлять дополнительные кредиты должникам, инвестировать проблемные компании, образовывать трасты, а также предоставлять финансовые гарантии осуществления планов реорганизации должников.
  7. В течение двух лет покупать просроченные и безнадежные кредиты у проблемных банков с тем, чтобы после оздоровления
    должников постараться продать эти кредиты через пять лет.
  8. В течение трех лет организовать и профинансировать разработку и осуществление планов реорганизации проблемных промышленных предприятий с той целью, чтобы после реализации этих планов предприятия смогли восстановить свою платежеспособность и выплатить долги.
  9. Обеспечить повышение рентабельности национальной экономики на 2% и производительности труда на 6%.

Деятельность IRCJ запланирована на пять лет, и на осуществление предписанных ей функций государство выделило 200 млрд долл.

К этому остается добавить, что государство начало оказывать финансовую помощь японским компаниям и банкам в 1999 г., и к 2001 г. на эти цели было израсходовано 100 млрд долл. государственных средств.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)