Священное Писание о воспитании детей

Прологом христианской педагогики послужило Свя- щенное Писание, упоминавшее о необходимости гуманного воспитания детей. Автор книг по истории педагогики М.И. Демков отмечал, что Иисус Христос является со- вершеннейшим образцом учителя как всего человечества, так и каждого человека. В его учении и делах «заключаются все вечные основы педагогики, которым в грядущих веках предстояло лишь дальнейшее развитие и применение».

В отношении детей совершеннейший Учитель требовал высокого уважения и признания их личного достоинства. Дети с их простотой, с откровенной прямотой и невинностью являются в глазах Христа образцом высочайшего совершенства.

Воспитание человека в духе христианства есть очищение его от отрицательных качеств и возвышение к божественному совершенству через развитие в нем лучших сторон человеческого духа.

Уже к концу I в. появились последователи учения Иисуса Христа в Греции, Италии, в Малой Азии, на островах Средиземного моря, на северном берегу Африки. Около 200 г. христианские миссионеры были во всех провинциях Римского государства.

Первые христиане организовали общины из мужчин, женщин и детей, связанных общностью религиозных и философских воззрений. Жизнь строилась по принципу: всё для каждого и каждый для всех, как в нравственном, так и в материальном положениях. Каждый отвечал перед Богом за душу своего ближнего, которого он мог спасти.

Семейная жизнь строилась на основе воспитательного воздействия в духе новых начал. Общее духовное пение и общее изучение Священного Писания входили в круг ежедневных занятий христианской семьи. Отношения между мужем, женой и детьми уравнивались одинаковостью их отношений к Богу.

Считалось, что дети являются отражением образа Божия, и поэтому уважались их права и достоинство. Женщина-мать считала своим образцом Богоматерь Марию.

Слуги в доме рассматривались как приближенные, обязанные содействовать духу воспитания детей, которое строилось на любви и уважении к детской природе. Детей приучали к неприхотливости в пище, одежде, в укладе жизни, к неприятию тщеславия.

Девочки учились у матери домашнему хозяйству и благотворительности. Христианские девушки считали своим призванием попечение о сиротах.

Интересно
Сыновья обучались у отцов ремеслам и «деятельному служению делу христианства». Юношей воспитывали в основном на примерах добровольных подвигов и частного мученичества, имевших бóльший эффект, чем увещевания и наставления.

Развитие общин обусловило необходимость в христианской образованности. Появились так называемые катихуменаты – учреждения для детей и взрослых всех возрастов. Их цель – обучение и приобщение обучающихся к христианско-аскетическому образу жизни.

В период раннего христианства работали языческие школы для юношей из богатых сословий. Однако при Константине Великом (325 г.) ряд представителей христианского просвещения выступили против языческих школ и стали требовать основательного христианского образования.

Жизнь народов, принявших христианство, была пронизана религиозным духом, ореолом святости, утверждением слова Божьего.

Верующие заимствовали наставления и афоризмы о воспитании из Библии, боговдохновленных книг, считая их душеспасительными и наиболее эффективными.

Книги Ветхого Завета провозглашают суровый патриархат с присущими ему свойствами: авторитетная роль отца с неограниченными правами, суровая до жестокости домашняя дисциплина, варварский взгляд на женщину, подавление личности ребенка и всякой его самостоятельной инициативы.

Педагогический идеал христиан был заимствован из ветхозаветных книг Премудрости Иисуса, сына Сирахова, и Притчей Соломоновых. В них говорится, что во главе семьи стоит отец, источник не только ее земного благополучия, но и вечного спасения, источник милости Божией в семье.

равославии Книга Иисуса, сына Сирахова, относится к неканоническим сочинениям Ветхого Завета. Она входит в разряд учительных книг.

Значительную часть книги составляют наставления Иисуса Сираха о том, как должен поступать истинно мудрый человек в различных ситуациях: в радости и горе, когда здоров и когда болен, в бедности и богатстве; даются наставления, как относиться к друзьям, врагам, к добрым и злым людям, к жене и детям, к старшим и младшим.

Внимание автора, прежде всего, сосредоточено на семье. Основой благополучия и счастья семьи, по мнению Иисуса Сираха, является разумное и богобоязненное поведение ее главы.

Поэтому, давая советы и наставления, автор обращается в первую очередь к отцу семейства. От членов семьи, безусловно, требуется полное подчинение ее главе.

Родители, особенно отец, должны заботиться о воспитании детей: в сыновьях, прежде всего, необходимо воспитывать послушание и почтительность, в дочерях – целомудрие. Нет смысла радоваться «множеству негодных детей», потому что «лучше один праведник, нежели тысяча грешников».

Обращаясь к детям, отец требовал слушаться его и совершать разумные поступки, спасающие в жизни. Господь, по утверждению Сираха, возвысил его над детьми и «утвердил суд матери над сыновьями». Сын, почитающий отца, очистится от грехов, а уважающий мать, подобен приобретающему сокровища. Даже если отец «оскудел разумом», не надо им пренебрегать.

«Милосердие к отцу не будет забыто;

несмотря на грехи твои, благосостояние твое

умножится. Оставляющий отца – то же,

что богохульник, и проклят от Господа,

раздражающий мать свою».

При воспитании гуманного отношения к родителям еврейский мудрец Иисус, сын Сирахова, предлагал суровое отношение к детям. Кто любит своего сына, отмечал он, тот пусть чаще его наказывает, чтобы впоследствии утешаться плодами своего воспитания.

Мудрец советует не давать поблажек, не играть с ребенком, не смеяться, не ласкать его, так как в противном случае дитя принесет горе, опечалит родителя, который в бессилии будет скрежетать своими зубами.

Чтобы такого не случилось, Иисус, сын Сираха, советует не давать воли в юности и не потвор- ствовать прихотям ребенка.

«Нагибай шею в юности и сокрушай рёбра его, доколе оно молодо, дабы сделавшись упорным, оно не вышло из повиновения тебе.

Кто наставляет своего сына, тот будет иметь помощь от него, и среди знакомых будет хвалиться им».

Кто учит своего сына, говорил мудрец, тот возбуждает зависть врага, а перед друзьями отец радуется за сына. Что касается воспитания дочерей, то родителям следует заботиться о их теле, не показывая при этом своего веселого лица.

Дочери со временем становятся женами. У древних евреев они не считались равными с мужьями. Жена должна была во всем ему повиноваться, быть верной – в этом ее главная добродетель.

Досада, стыд и большой срам, говорилось в Премудростях Иисуса, если жена станет преобладать над своим мужем. «Не отдавай жене души твоей, чтобы она не восстала против власти твоей». «Есть у тебя жена по душе? Не отгоняй ее». Счастливый тот муж, у которого добродетельная жена, создающая ему мирную жизнь. «Добрая жена – счастливая доля, она дается в удел боящимся Господа».

С такой женой, замечает Сирах, «сердце довольное» у богатого и у бедного, а лица их постоянно веселые. Ряд афоризмов характеризуют женщину с отрицательной стороны, как человека с особыми качествами, но не как воспитательницу своих детей.

Интересно
«Лучше злой мужчина, нежели ласковая женщина», «Всякая злость мала в сравнении со злостью жены», «Берущий злую жену – то же, что хватающий скорпиона», «Соглашусь лучше жить со львом и драконом, нежели со злою женою».

Иисус, сын Сирахова, и Соломон часто предостерегают от влияния женщин, видя в них источник греха и весьма несовершенные существа, склонные к соблазнительству – «как из одежды выходит моль, так от женщины лукавство женское». Муж и жена должны жить в согласии между собой.

Верная и стыдливая жена является высшей наградой для мужа, его «счастливой долей», «опорой спокойствия его»; злая, бесстыдная пьяница, напротив, вызывает отвращение и невыносима для всей семьи.

Иисус в своей книге предостерегает детей, да и взрослых от общения с дурными людьми. Для них не следует совершать благодеяний, ибо следствием будет только «сугубое зло». Напротив, истинные друзья – это большая ценность.

В общении с богатыми и властными людьми следует быть осмотрительными, с другими – во всем сохранять скромность. Надо избегать развратных женщин.

Мудрец призывает проявлять терпение в испытаниях, иметь кротость и смирение, прощать ближним обиды («…тогда на молитве твоей отпустятся грехи твои»), воздерживаться от ссор и конфликтов даже с невыгодными людьми, избегать ревности, зависти, гордости, не проявлять лишнего внимания к внешности человека, не надеяться только на земное богатство, быть мило- стивым к бедным.

Мудрец бичует и другие пороки, не подобающие добродеятельному человеку: пьянство, чревоугодие, болтливость, тайный гнев («гораздо лучше обличить»), леность, блуд и прелюбодеяние, лицемерие, злобу и мстительность, «мстительный получит отмщение от Господа».

Здоровье, безусловно, большее счастье, чем богатство, т.к. последнее недолговечно и доставляет человеку гораздо больше хлопот и тревог, чем удовольствия. Заслуживает похвалы тот, кто получил богатство, но выдержал искушение золотом и остался непорочным. Нужно почитать врачей, потому что их знание – от Бога, хотя главное в исцелении – молитва Богу.

Рассуждая о нравственности, Иисус, сын Сирахова, сделал обобщающий вывод: «Только тот, кто соблюдает закон и хранит заповеди, может приносить жертву спасения. К жертвам беззаконников, приносимым от неправедного стяжения, Господь не благоволит».

Наставления о воспитании содержатся у библейского автора Соломона (умер около 928 г. до н.э.), царя Израильско-иудейского царства, сына царя Давида.

Соломон провел ряд реформ: разделил государство на 12 административных округов, ввел твердую систему налогов и трудовой повинности, создал админи- стративный аппарат, осуществлял широкое градостроительство.

В целях централизации культа выстроил знаменитый храм (храм Соломона). Согласно библейской традиции царь славился необычайной мудростью. Ему приписывается авторство библейских (Экклесиаст, Притчи, Песня Песней) и апокрифических (Премудрости и Псалмы Соломона) сочинений.

В Ветхом Завете содержится «Книга Притчей Соломоновых», представляющая собой сборник нравственных изречений. Он выражает Божественную мудрость в применении к земной жизни Божьего народа.

Притчи, по утверждению исследователей, собраны Соломоном в определенном порядке. Изречения, бытующие в народе, как плод мудрости Духа, были известны уже много веков до него.

Книга Соломоновых притчей начинается с небольшого вступления, повествующего о замыслах автора. Главное, пишет он, надо познать мудрость и наставление, понять изречения разума; усвоить правила благоразумия и правоты; разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и их заслуги.

Если притчи послушает мудрый, то умножит свои познания; простые обретут смышленость, а юноши – знание и рассудительность. В притчах Соломон неоднократно обращается к сыну и детям со словами: «Слушай, сын мой, наставления отца твоего, и не отвергай завета матери твоей».

Свои иносказательные поучительные рассказы Соломон посвятил недопустимости общения сына с грешниками. Они могут склонить к грабительству и даже убийству.

«Сын мой! Не ходи в путь с ними,

удержи ногу твою от стези их,

потому что ноги их бегут ко злу и

спешат на пролитие крови» [6. Гл.1].

Награбленное добро, отметил царь, отнимает жизнь у завладевшего им. Ключевыми словами Притчей являются разум, мудрость, премудрость, размышление, рассудительность, здравомыслие.

Среди людей, отметил Соломон, есть невежды, любящие невежество; буйные, услаждающиеся буйством; глупцы, ненавидящие знание. Они пренебрегают премудростью и нравственностью, о которых проповедуют мудрецы на собраниях и площадях.

Нехороших людей настигает ужас, «как буря, и беда как вихрь принесется на них». Ненавидящих знание и мудрые советы ждет погибель. Она убьет невежд и погубит глупцов. Царь-отец, наставляя сына, просит его внимательно прислушиваться к мудрости, «призывать знание и вызывать к разуму».

Надо познать Господа, дающего мудрость, знание и разум. Он сохраняет жизнь праведным, охраняет пути правды. Если мудрость войдет в сердце, подчеркнул Соломон, и знание станет приятным для души, то рассудительность будет оберегать, а разум охранять от злого человека, говорящего ложь.

Мудрость спасет от людей, радующихся делая зло и «восхищающихся злым развратом». Разум оградит от соблазнительной женщины, дом которой ведет к смерти, а ее путь – к мертвецам.

Никто из вошедших к ней не возвращается и не вступает на путь жизни. Обращаясь к сыну, отец сказал, что надо идти путем праведников. Они будут жить на земле, а «беззаконные и вероломные искоренятся».

Соломон высоко ценил людей, снискавших мудрость и приобретших разум. Такие качества, сказал он, обращаясь к сыну, лучше, чем приобретение серебра и прибыли от них больше, нежели от золота.

Мудрость дороже драгоценных камней, и ничто, из желаемого тобой не сравнится с нею. В правой руке мудрости долгоденствие, а в левой – богатство и слава. Пути ее при- ятные и дороги мирные.

Мудрость – древо жизни для тех, кто ее приобрел. Ссылаясь на Всевышнего, отец сказал: «Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом».

Его премудростью разверзлись бездны и облака «кропят росою». Господь сделает и твой путь, устроив праведную дорогу в мире. Он наблюдает правые пути, а левые испорчены. Больше всего Соломон советует хранить сердце, т.к. из него «идут источники жизни»; беречь глаза с ресницами, смотрящими прямо перед собой.

Несколько нравственных изречений израильский царь посвятил искоренению лени. Обращаясь к сыну, он советовал «не давать излишнего сна глазам и дремлению». Надо срочно спасаться от них, как это делает серна, попавшая в руки человека, как птица, вырвавшаяся из рук птицелова.

Соломон советует сыну-ленивцу пойти к муравью и посмотреть на его активность; пойти к пчеле и познать ее трудолюбие. Она производит почтенную работу, а плоды ее трудов употребляют во здравие и цари, и простолюдины.

«Любимая же она всеми и славна, хотя силою слаба, но мудростью почтена». Отец весьма возмущен тем, что сын-ленивец, увлекается сном и безделием.

«Немного поспишь, немного подремлешь,

немного, сложив руки, полежишь: и

придет как прохожий, бедность твоя, и

нужда твоя как разбойник. Если не

будешь ленив, то, как источник,

придет жатва твоя; скудость же далеко

убежит от тебя».

Одну из притч Соломон посвятил взаимоотношению юноши со слабым полом. Он советует не обращать внимания на льстивую женщину, «ибо мед источают уста чужой жены», а речь ее мягче церковного елея. Последствия контакта с ней горьки, как полынь, остры, как обоюдоострый меч.

Ноги обольстительницы «нисходят к смерти, стопы ее достигают преисподней». Обращаясь к детям, израильский царь рекомендовал не встречать на пути такую женщину, не подходить близко к дверям ее дома. В противном случае плоть и тело соблазненного юноши будут истощены. То же самое произойдет и с тем, кто «входит к жене ближнего своего».

Отец рассказал сыну нравоучительную быль о замужней блуднице, совратившей юношу. Ее муж отправился в дальнюю дорогу и вернется нескоро. Вечером женщина приметила юношу, проходившего мимо ее дома, и ласковыми словами и «мягкостью уст своих» увлекла его в дом. Он пошел за ней, как вол, идущий на убой, как пес – на цепь, как олень – на выстрел.

Женщина предложила юноше до утра упиваться нежностями и наслаждаться любовью. Обращаясь к детям, Соломон отметил, что многих юношей такая необузданная женщина ранила, и «много сильных убиты ею».

Отец делает вывод: «Кто прелюбодействует с женщиною, у того нет ума, тот губит душу свою. Побои и позор найдет он, и бесчестие его не изгладится». Наставления о воспитании содержатся и в Новом Завете.

В Послании Ефесянам святой апостол Павел, обращаясь к детям, призывал их повиноваться своим родителям, как того требует справедливость. Призывал почитать отца и мать. За это дети обретут благо и долголетие. Апостол просил отцов не раздражать детей, воспитывать их в учении и «наставлении Господнем».

Содержание Послания составляют догматическое учение о Христе и Церкви и вытекающие из этого учения нравственные предписания христианам. Все Послание проникнуто идеей единства.

Апостол учит о единстве твари, о единстве Церкви, о единстве всех народов в Церкви, о единстве веры и знания, о единстве родителей и детей.

В Послании к Колоссянам апостол Павел снова, обращаясь к отцам, советует не раздражать детей, «дабы они не унывали».

Поводом к написанию Послания явились вести о распространении в Колоссах ереси гностического характера. Обращаясь к христианам, апостол изложил догматические истины в сочетании и взаимосвязи с нравоучительными. Последние касались взаимоотношений отцов и детей.

Между двумя заточениями в Риме, около 65 г., святой Павел написал Послание к Титу, епископу о. Крита. В конкретных наставлениях апостол особо подчеркнул учительно-догматическое назначение епископов – хранение Предания, благовестие спасения, обличение ересей. Епископы, а также старцы и старицы должны являться примером для молодежи.

Интересно
Для служителей Церкви характерны бдительность, степенность, целомудренность, здравость в вере, любви и терпении. Апостол Павел советовал Титу обращать особое внимание на стариц, которые должны одеваться, как положено святым, не быть клеветницами, «не порабощаться пьянству», учить добру.

Старцы, писал автор, призваны вразумлять молодых жен любить мужей и детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, юношей тоже увещевать быть целомудренными. Старцам следует показывать во всем образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, здравое неукоризненное слово.

По мысли апостола Павла, жизнь и поведение служителей христианства должны быть примером для юношей и девушек.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)