Реализация толерантности в воспитательной деятельности

Человека из животного мира выделяет культура. Именно она (и все, что с ней связано — мораль, нравственность, духовность, религиозные культы…) определяет человеческое качество общества. Следовательно, и воспитание становится воспитанием Человека, если оно понимается в контексте культуры, как элемент культуры.

Специфика культуросообразного воспитания состоит в оказании помощи в интеграции в мир культуры, которая все более востребует от человека динамизм, постоянное самосовершенствование, готовность к конструктивному взаимодействию (к работе в команде), способность к выбору, смелость взять ответственность на себя, восприятие неудачи не как краха жизни, а как возможности самопреодоления и грядущего успеха.

Толерантность становится основой выбора поступка, стиля повседневной деятельности и общения. Для этого организуются социальные практики воспитанников (социальные проекты), в процессе которых закрепляются выдержка, самообладание, саморегуляция; поощряются альтруистические поступки как проявление свободного выбора достойного человека; формируется опыт достижения консенсуса, гармонизации интересов воспитанника с социальным окружением.

Культуросообразное воспитание как деятельность по управлению, поддержке и сопровождению процесса становления человека субъектом культуры включает освоение норм общества (социально-нормативный аспект), творческое саморазвитие (индивидуально-смысловой аспект) и жизненное самоутверждение (ценностно-деятельностый аспект).

Толерантное воспитание предполагает оказание поддержки воспитаннику в его интеллектуальном развитии, оформлении мотивации, формировании адекватной самооценки, выработке волевых свойств, формировании саморегуляции, развитии творческих способностей, смыслопоисковой активности.

Взаимодействие с окружением (ближайшей средой и людьми) служит важнейшим источником саморазвития индивида, средством обеспечения его самореализации и стимулом для дальнейшего индивидуально-личностного и субъектного роста, который осуществляется непрерывно на протяжении всей его жизни.

Через призму толерантности необходимо рассматривать и многообразие столь непохожих одна на другую концепций воспитания, существующих сегодня в педагогической науке.

Толерантные установки позволяют педагогу увидеть единство в многообразии, оценить преимущества каждой концепции воспитания независимо от ее парадигмальной принадлежности.

Все три аспекта воспитания — социально-нормативный, индивидуально-смысловой и ценностно-деятельностный — предполагают, с одной стороны, понимание и принятие Другого, с другой стороны — обогащение себя, своего внутреннего мира в процессе взаимодействия с Другим.

Степень значимости для человека Другого зависит от степени его ориентированности на свой духовный мир, на его развитие.

Отсутствие у человека интереса к другим людям свидетельствует, как правило, об отсутствии интереса к себе, своему внутреннему миру.

Чрезмерная замкнутость воспитанника на себе, своих проблемах и переживаниях также говорит о каких-то «сбоях» в развитии его личности, индивидуальности, субъектности.

Толерантные установки субъекта являются одним из условий, благодаря которым его деятельность приобретает ценностный характер, т.к. помогают увидеть за внешними проявлениями (нестандартное поведение, внешний вид, манера общения и пр.) подлинно человеческую сущность и принять мир во всем его многообразии.

Педагогу следует специально актуализировать, развивать и культивировать интерес воспитанника к окружающим людям и самому себе с учетом возрастных акцентов его развития, организуя для этого специальные диалогические и рефлексивные ситуации.

Фазы толерантного воспитания отражают логику воспитательного процесса с учетом закона возрастания потребности в значимом Другом.

Рефлексия, осознание и самопроектирование предполагают гармоничное сочетание ориентации воспитанника на себя и на Другого в процессе воспитания.

В многонациональной, поликультурной среде педагогу (в первую очередь педагогу-воспитателю), чтобы успешно осуществлять свою профессиональную деятельность, необходимо руководствоваться принципом толерантности .

Реализация этого принципа требует от педагога безусловного признания за ребенком таких же прав, которые признаются за взрослым человеком: права иметь собственную точку зрения, высказывать и отстаивать ее, права на сохранение своей индивидуальности, на свободу, на творчество, на выбор способов действия и самовыражения, права на ошибку.

Наряду с этим важнейшее право ребенка — право на педагогическую помощь в тех ситуациях, когда он испытывает затруднения, оказывается перед сложным выбором, а также тогда, когда его индивидуальные особенности ведут к конфликтам, неприятию его окружающими людьми.

Принцип толерантности может быть дополнен другими принципами, по отношению к которым он является системообразующим. Среди них один из важнейших — принцип презумпции человеческого достоинства , сформулированный В. В. Кузнецовым.

Ранее этот принцип провозглашался А. С. Макаренко в виде своеобразного педагогического кредо: «Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требовательности к нему».

Руководствуясь принципом презумпции человеческого достоинства, педагог не станет унижать детей, порицать их, высмеивать их недостатки, оказывать на них психологическое давление, подчеркивать их невежество.

В различных ситуациях взаимодействия с детьми педагогу необходимо удерживать себя от попыток вторжения во внутренний мир воспитанника, от поучений, оценок, указаний, предупреждений, самоутверждения.

Иначе говоря, принцип презумпции человеческого достоинства совершенно исключает отношение к ребенку как к объекту педагогического воздействия.

Ребенок рассматривается как равноправный субъект воспитательного взаимодействия, который не учится жить, а живет и действует «здесь и сейчас».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)