Реализация толерантности через содержание и средства обучения

Во всех случаях источником содержания образования является социальный опыт человечества, закреплённый в материальной и духовной культуре.

Однако в одних случаях под содержанием образования понимают нечто внешнее по отношению к ученику, существующее независимо от него, в других — те изменения, которые происходят в процессе обучения в самом ученике, в третьих — взаимосвязь между социальной и индивидуальной культурой.

Законодательство Российской Федерации требует ориентации содержания образования на формирование у обучаемых расовой, национальной, этнической, религиозной, социальной, мировоззренческой толерантности.

Непосредственно содержание образования реализуется и раскрывается учащимся на уроке. Содержание урока определяет сам учитель, руководствуясь образовательным стандартом, учебным планом и программой.

Он же, в соответствии с п. 4 ст. 55 Закона РФ «Об образовании», имеет право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников.

Содержание отдельных уроков конкретизируется учителем с учетом поставленных задач, необходимости отражения специфики производственного и социального окружения школы, уровня подготовленности, интересов учеников.

Включение толерантности в процесс обучения может осуществляться на основе двух фундаментальных подходов. Первый – целенаправленное обучение, имеющее своей задачей развитие конкретных навыков толерантного поведения и осуществляющееся в рамках специальных учебных дисциплин.

Такой подход уже применяется в целом ряде российских учебных заведений, несмотря на отрицательное отношение руководства Минобразования, ссылающегося на перегруженность учебных программ и невозможность введения каких-либо новых дисциплин.

Он предполагает разработку специальных методик и программ, целенаправленную подготовку преподавателей и многое другое, требующее серьезных дополнительных усилий и существенного финансирования.

Второй подход заключается в ознакомлении учащихся с тематикой, этическими и социально-практическими аспектами толерантности в рамках всего процесса обучения. Каждая дисциплина, каждое мероприятие предоставляют свои возможности для их ознакомления с теорией и практикой обогащения жизни общества ценностями толерантности.

Такой подход нацелен на тех, кто завтра понесет принципы толерантности в жизнь более широких сообществ — на местном, национальном и глобальном уровнях. Он предполагает использование уже имеющегося потенциала школы как учебно-практической лаборатории.

Лучшим способом реализации идей толерантности является методика интеграции предметов. Тем не менее тема толерантности может найти свое прямое или косвенное воплощение во многих школьных дисциплинах.

Преподавание иностранных языков открывает возможность для всестороннего и достоверного понимания иной культуры. Изучение языка, предполагающее ознакомление учащихся с историей и культурой соответствующего народа, позволяет организовать специальные занятия.

Изучение произведений зарубежной литературы, пусть даже в переводах, служит основой для понимания ценностей и опыта других народов более живым и очеловеченным образом, нежели изучение их истории, экономики, политики в отрыве от реальной жизни обычного человека.

Здесь исключительно важно обеспечить сравнительный подход на всех ступенях образования. Преподавание истории в духе толерантности предполагает стимулирование способности самостоятельно размышлять о возможных путях и мирных инициативах, использование которых могло бы в свое время помочь избежать войн и кровавых столкновений, и т.д.

При изучении физики преподаватель мог бы поднять вопросы этических последствий использования достижений физики для разработки оружия массового поражения, или создания средств для осуществления геноцида, или применения пыток.

До сведения учащихся могут быть донесены содержание и значение принадлежащих видным физикам заявлений об этических аспектах физико-
математических исследований.

При изучении биологии целесообразно обратиться к таким темам, как значение биоразнообразия и важность его сохранения, пути адаптации и аккомодации природных систем к антропогенным изменениям и появлению инородных элементов и факторов, принципы симбиоза, взаимозависимости и сосуществования различных форм жизни.

Весьма полезным могло бы быть привлечение положений деклараций ООН и ЮНЕСКО о геноме человека и правах человека, а также об ответственности перед будущими поколениями.

Главная идея при этом заключается в том, чтобы у детей сформировалось понимание того, что, обретя естественнонаучные знания, они должны будут постоянно делать этический выбор и нести моральную ответственность за то, как эти знания будут использоваться.

Почти всегда содержание образования было ориентировано на развитие культуры по региональному принципу. Человек овладевал своей культурной традицией и традицией своего народа.

Теперь, когда культурные связи расширяются, появилась реальная возможность развивать свои национальные традиции и приобщаться к мировой культуре.

Возникновение глобальных экологических проблем подчеркивает необходимость формирования экологической картины мира, которая обеспечивает устойчивую позицию человека в различных жизненных ситуациях.

Человек должен понимать, что домом, требующим заботы, является не только свой регион, Россия, но и вся планета. А в народе существует присказка: «Чтобы вершить зло, можно объединиться на время; чтобы умножить добро, надо объединиться надолго».

В экологическом образовании развитие толерантности связано с осознанием природы и человека в их единстве и с рассмотрением общечеловеческих ценностей как уникального средства сохранения и развития человеческой цивилизации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)