Толерантность: проблемы воспитания и способы их разрешения в педагогике

Любое воспитание является ценностным по своей сути . Ценности же оказываются постоянным источником возможных проблем, поскольку даже самые распространенные ценности часто интерпретируются по-разному.

Родители нередко воспринимают воспитание толерантности как угрозу тем ценностям, которые они стремятся привить своим детям.

Для того чтобы понимать родителей, спокойно и конструктивно реагировать на их обеспокоенность, педагогу следует иметь представление об универсальных гуманитарных ценностях, сформулированных ООН в виде стандартов прав человека.

Основой педагогической деятельности может служить декларация принципов толерантности, в которой говорится (ст. 4), что в воспитании необходимо: ƒ обучать людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы; ƒ поощрять систематические и рациональные методы обучения, вскрывающие различные источники нетерпимости; ƒ формировать навыки независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Однако многозначность и противоречивость понятия «толерантность» затрудняет постановку конкретных педагогических целей.

Ориентирами для педагога в их определении могут служить знания о том, что воспитание толерантности:ƒ связано с волевыми усилиями человека (выдержка, самообладание), формируемыми в процессе воспитания, т.к. первая реакция толерантного человека заключается в устойчивости, сдерживании отрицательных эмоций и побуждений.

В связи с этим у воспитанников необходимо развивать представления о проявлении основных черт темперамента в поведении человека; ƒ связано с групповой идентификацией, т.к. став некоторой частичкой «МЫ», человек получает в готовом виде права и обязанности, усваивает нормы и традиции той общности, с которой он себя идентифицировал, а коллективная вера в их истинность и ценность подпитывает индивидуальную веру, что затрудняет усвоение нового, провоцирует негативизм и интолерантность в отношении этого нового.

В связи с этим у воспитанников необходимо развивать представления о взаимозависимости людей, навыки и умения работы в малых группах на основе сотрудничества и автономности; ƒ затрудняют стереотипное мышление и деструктивные установки.

В силу того, что стереотипы упрощают восприятие социального окружения, в них есть и определенная опасность, т.к. в случае реального конфликта стереотип становится оправданием агрессии.

Кроме того, даже хорошие стереотипы могут таить в себе опасность. В связи с этим у воспитанников необходимо развивать критическое мышление и умение взглянуть на всякую «истину» с нескольких точек зрения.

Непосредственно в практической деятельности вреди педагогов может отмечаться неподдельное неверие в действенность прилагаемых усилий по воспитанию толерантности.

При этом в качестве аргумента звучит примерно следующее: «Ничего идеального в природе не существует, например, “идеальные газы”. Нельзя быть толерантным раз и навсегда, как нельзя раз и навсегда стать демократом». Любой человек раз пять на дню может проявить выдержку, десять раз — нетерпимость и даже враждебность, а завтра в схожих ситуациях поступить наоборот.

Так в какую же группу — толерантных или интолерантных людей — его вписать? Вот история, которую рассказала на страницах газеты «Известия» американская журналистка.

Судя по ее биографии, ценности демократии, принципы и нормы правовой культуры она впитала с детства и вела себя в соответствии с ними даже в окружении людей, для которых эти ценности и принципы ровным счетом ничего не значили.

И потому была потрясена тем, как однажды повела себя, оказавшись летом 1989 года в нашей стране, куда была командирована для серии репортажей о перестройке.

Ей надо было уехать из Москвы в Сочи. Зная, что это непросто, она отправилась на Курский вокзал к четырем часам утра занять очередь в кассу.

Духота, попить-поесть негде, отойти ни на минуту нельзя — обратно не пустят. Чуть ли не каждые полчаса касса закрывается на технический пятиминутный перерыв.

А еще к окошку то и дело протискиваются обладатели разных льгот — ветераны, инвалиды, орденоносцы, многодетные мамы, служащие различных учреждений, имеющие особое право на приобретение билетов без очереди.

Так наша гостья простояла почти до двух часов, через пять минут касса должна была закрыться уже на часовой перерыв.

И в тот момент, когда американка наконец-то оказалась первой у заветного окошка, словно из-под земли перед ней вырастает пожилой человек и протягивает кассиру ветеранскую книжечку…

Что делает американка? Она отталкивает ветерана, покупает свой билет и, только отойдя от кассы, хватается за голову, осознав, что с ней произошло что-то невероятное.

Все ее принципы рухнули в одночасье, поверить в это было невозможно, но — случилось! Не удается быть толерантным все двадцать четыре часа в сутки.

Очевидно, здесь необходимо понимание того, что толерантность относится к «вечным» проблемам человека. Факт нетерпимости признается, и к этому следует отнестись рассудительно и спокойно, ведь знаки толерантности тоже известны.

Первая реакция со стороны педагога должна быть направлена на утверждение толерантности, а не просто на искоренение нетерпимости.

Существуют два подхода в развитии толерантности .

1. Толерантность рассматривается как противоядие интолерантности: от людей требуется обуздание негативных, агрессивных или враждебных реакций, на них налагается ответственность.

В международных стандартах прав человека, в законах, уставах школ содержатся конкретные формулировки такого рода ограничений.

Они выражают минимальный уровень уважения к другим, и если он не выдерживается, люди скатываются к нетерпимости. Этими стандартами также определяется, какие социальные условия являются недопустимыми и от каких форм поведения следует отказаться.

2. Создание условий для осуществления прав человека. В воспитании это означает культивирование отношений открытости, реальную заинтересованность в культурных различиях, признание многообразия, развитие способности распознавать несправедливость и предпринимать шаги по ее преодолению, а также способность конструктивно разрешать разногласия и продвигаться от конфликтных ситуаций к примирению и разрешению противоречий (Б. Э. Риэрдон).

Эти два подхода не конкурируют между собой, а находятся в отношениях взаимного дополнения. Создание в школьной среде условий для осуществления прав человека обусловливает возможность и активность самоутверждения воспитанника, а применение ограничений препятствует проявлению негативных форм поведения.

В реализации данных подходов есть «подводный камень», когда воспитание толерантности идет только лишь по требованию педагогов. Вмешиваясь в спорные ситуации, улаживая их, педагог учит детей осознанному выполнению норм поведения.

Но в этом случае он является внешним источником проявления толерантности, например, выполняет роль усмирителя.

И тогда воспитанник усваивает опыт толерантных отношений не в ходе совместной деятельности и общения, а как социальный опыт взрослых. Усвоить он, может быть, и усвоил, а вот присвоил ли, т.е. сделал ли своей позицией? Вряд ли.

Истинная же толерантность является внутренним образованием и проявляется самомотивированно, а не по требованию внешнего источника-усмирителя.

В связи с этим ученикам необходимо предоставлять возможность работать как с теми, кто имеет с ними много общего, так и с теми, кого можно назвать «другими» или даже «чужими».

Самоцелью здесь является не изменение «другого» ученика, а развитие собственных способностей и умений толерантности, способов конструктивной работы среди разных людей.

При этом школа является той средой, где можно реализовать социальные условия развития толерантности: активная пропаганда социального терпения на уровне культурных традиций общества (например, кухни разных народов, особенности гостеприимства отчуждения не вызывают); знание особенностей восприятия этических моделей (прежде всего молодежной средой); использование имеющихся социально-психологических механизмов закрепления толерантности в сознании.

Педагог, работая с воспитанником, работает и с самим собой. Конструируя педагогическую деятельность, педагог в первую очередь должен предусматривать саморазвитие, самоизменение.

Система принципов и есть требования к такому самоизменению педагога, определяемому ожидаемыми изменениями в воспитаннике.

Внешнее поведение учителя многое говорит ученикам о том, как учитель к ним относится на самом деле. Между тем многие из учителей не отдают себе отчета в том, какой у них стиль общения с учениками.

Двух учительниц свели за столиком школьного буфета «окошки» в расписании. Разговор, конечно, о своем — опять же школьном…

— …Вот все знают известное «как слово наше отзовется». Спору нет, это очень важно — для того, кому оно адресовано, и кто его услышал. Но ведь зависит это «отзовется» и от того, кто и как слово произнес!

— Честно скажу: а я об этом как-то и не задумываюсь. Говорю детям то, что и как думаю, как считаю нужным. Это при любом варианте честно! Чего церемониться?

Надо и недовольство не скрывать, и сердитость, а то, глядишь, и на голову сядут… Да у них и у самих теперь такой лексикончик, что и в нас тяжко отзывается. Значит, мы квиты, и никакого чувства вины у меня нет!..

— А жаль…

Система работы всего образовательного учреждения по воспитанию толерантности предполагает участие различных сил и структур в системе школьного образования.

При этом задачей учителей различных предметов является эффективная координация своих усилий, плодотворное сотрудничество на основе интереса к различиям и многообразию.

Сопротивление детей требованиям взрослых не должно служить поводом к отказу от понимающего восприятия и отрицанию права на индивидуальность. Толерантность приводит различия учителя и воспитанника к обоюдности без унижений.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)