Направления педагогической деятельности по Б. Э. Риэрдон

Толерантность. Признание прав других на жизнь и достоинство.

Узнавание. Доброжелательное осознание присутствия в своей социальной среде представителей других культур.

Отношение к различиям. Признание позитивных аспектов paзнoo6paзия. Понимание уникальности. Умение ценить конкретные проявления своеобразия и разнообразия людей.

Дополнительность как принцип отношения к различиям. Способность сочетать различия так, чтобы они обогащали и укрепляли общество.

Взаимность как основание для стремления к сотрудничеству. Способность видеть общие, взаимовыгодные для различных групп цели и интересы и добиваться их достижения.

Культура мира. Признание взаимозависимости человеческого существования и универсальности ряда ценностей; осуществление усилий по конструктивному взаимодействию различных социокультурных групп.

Выделенные направления определяют специфику решения педагогических задач по воспитанию и обучению толерантности на основе активизации совместной деятельности.

Активное обучение способствует тому, что воспитанник не сосредоточивается на неудачах, промахах, а ищет способы их исправления прежде всего в себе, а также позволяет ему максимально раскрыть себя, реализовать свой творческий потенциал, убедиться в верности как мнения других, так и своего собственного.

Рост самостоятельного проявления толерантности наблюдается тогда, когда между воспитанниками развивается взаимная требовательность и взаимная помощь.

Одним из способов самостоятельного осуществления учащимися толерантных отношений является создание различных ситуаций, раскрывающих жизнедеятельность человека во всей ее целостности, разносторонности и гармоничности.

Решение этой задачи осуществляется переводом социальной ситуации развития воспитанника в педагогическую.

Педагогическая ситуация — та же социальная ситуация, но только особым образом интерпретированная педагогом. Она позволяет воспитаннику включиться в культуру через диалог с Другим.

Умение вести диалог в условиях засвидетельствования ценностей, а не выяснения отношений дает педагогу возможность показать, что он намерен учиться чему-то у своих воспитанников, открывать новое видение вопроса (А. Г. Козлова).

Таким образом, педагог признает наличие и правомерность существования параллельно с тобой другого качества бытия, отказавшись при этом от его количественной оценки по принципу «лучше — хуже», «больше — меньше», «слабее — сильнее», т.е. не подавляя других, не позволяет подавлять и себя.

Диалог — это особый уровень общения, на котором достигается известная свобода от стереотипов при оценке Другого; это особый вид общения, для которого характерно отношение к Другому как к равнодостойному человеку и стремление к достижению взаимопонимания.

Это специфическая форма обмена духовно-личностными потенциалами, способ согласованного взаиморазвития и взаимной деятельности субъектов общения.

В настроенности человека на диалог, на равноправное общение выражается его толерантность — отказ от претензии на монопольное обладание истиной, признание собственного несовершенства, уважение права «другого» на отличие.

Диалоговость — это готовность признать множественность реальности, а значит — наличие и правомерность существования параллельно с тобой другого качества бытия.

Чем шире диапазон контактов в ситуации диалогического взаимодействия, тем более востребованным становится проявление учащимся гибкости мышления, критичности в отношении своего мнения (рефлексивная активность), навыков посредничества и ведения переговоров между сверстниками, взаимной помощи в разрешении проблем, умения соотносить индивидуальные и общественные потребности и мнения.

Человечество вступило в новый миллениум — мир поликультурный. Наверное, поэтому Генеральной Ассамблеей ООН в 1995 году был учрежден Международный день толерантности — 16 ноября, который стал традиционным.

Он может служить поводом для ежегодного обсуждения роли образования в развитии толерантности, а также для широкомасштабных социально-политических размышлений и обсуждений локальных и глобальных проблем интолерантности.

В рамках одного образовательного учреждения он может быть началом для оценки достигнутого в течение года прогресса и для предложения новых подходов в решении внутришкольных проблем.

Идеи являются исходным пунктом для размышления каждого участника педагогического процесса о том, как празднование могло бы содействовать развитию культуры мира и утверждению ценностей толерантности в его сообществе.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)