Идея толерантности в истории школы и педагогической мысли

История образования и педагогической мысли позволяет выявить закономерности развития образовательной теории и практики, к которым можно отнести: обусловленность характера и содержания образования социокультурными условиями.

Данная закономерность послужила основанием для формулирования принципа культуросообразности воспитания и обучения, предписывающего строить национальные образовательные системы в соответствии с ценностями и нормами национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческим ценностям.

Закономерное чередование в истории развития образования и педагогической мысли периодов авторитаризма и свободы, консерватизма и новаторства, преобладания интолерантности и толерантности в педагогической науке и практике;ƒ активизация теоретических и практических педагогических поисков в кризисные периоды развития общества.

Одним из важных аспектов истории образования и педагогической мысли является проблема становления и развития идей, так или иначе связанных с проблемой толерантности.

На разных этапах исторического развития идея толерантности в образовании принимала разные формы и имела разные проявления: она могла существовать в качестве основы популярных и широко распространенных педагогических концепций, в «скрытом» виде (например, в виде принципа дифференциации и индивидуализации обучения), в рамках неофициальной и оппозиционной педагогики, присутствовать в практической деятельности педагогов, не будучи в то же время отраженной в педагогической науке.

Иногда высказанные и обоснованные педагогами-мыслителями толерантные идеи сразу воплощались в жизнь, но чаще наблюдался разрыв между педагогической наукой и образовательной практикой.

При этом сам термин «толерантность» не употреблялся, но обозначаемый им в наши дни педагогический феномен существовал и так или иначе проявлял себя в педагогической науке и образовательной практике.

Основные педагогические воззрения, идеи, принципы, в которых так или иначе проявлялась идея толерантности, были весьма многообразны.

В разные периоды развития школы и педагогической мысли акцент делался на разных аспектах толерантности. Это могло быть гуманное отношение к ребенку, идея всеобщего среднего образования, требование внесословной единой школы, принцип поликультурности в образовании.

Однако в любом случае в основу этих требований, идей и принципов было положено признание изначального равенства всех людей, права каждого человека быть иным, непохожим на других, уважение его достоинства.

В первобытн о м обществе толерантность существовала не в виде идеи, а в виде практики отношений между воспитателями и воспитанниками и была основана на имущественном и социальном равенстве.

Исследователи отмечают, что отношение взрослых к детям было исключительно доброжелательным, и дети с самого раннего возраста начинали воспроизводить это отношение во взаимодействии с окружающими. Отсутствовали насильственные, репрессивные методы воспитания.

В наказаниях не было необходимости, поскольку дети, как и взрослые, непосредственно были включены в жизнь общества, а знания, умения, навыки, опыт эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, волевые и иные качества формировались не в рамках специально организованного образовательного процесса, а в повседневном общении, трудовой и игровой деятельности, через участие в обрядах и освоение мифологии, с помощью традиций.

Главное в толерантной воспитательной практике первобытного общества — ее ненасильственный характер; такой аспект, как многообразие человеческих индивидуальностей, не учитывался, поскольку человек был неразрывно связан с коллективом и формировался лишь с точки зрения его общественных функций — трудовых, семейных, культовых.

В рабовладельческих обществах древнего мира проявления идеи толерантности отличались большим своеобразием в зависимости от характера общества, в котором они существовали и развивались.

В общем виде на этом этапе исторического развития толерантность выступает как гуманное отношение к людям и как способ гармонизации отношений между людьми, между человеком и обществом.

В педагогике Древней Индии толерантность базировалась на представлении о единстве всего живого, на признании жизни в качестве высшей ценности; образование должно было способствовать постижению гармонии мира и построению гармоничных отношений человека и окружающего мира, основанных на непричинении зла живым существам.

Основой педагогической мысли и образовательной практики Древнего Китая было учение философа и педагога Конфуция (551–479 гг. до н.э.), который утверждал, что люди близки друг другу по своей природе, но сильно различаются по своим привычкам.

Поэтому в деле воспитания и обучения нельзя делать различий между людьми, но нужно учитывать возможности каждого в постижении мудрости.

Воспитание гуманности, человеколюбия рассматривается при этом как важнейшая задача образования, а средством регулирования отношений между людьми выступают этикет и традиции, в которых выражается уважительное отношение к окружающим.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)