Диалог России и Запада на разных этапах развития школы и педагогической мысли

Педагогическая мысль и образовательная практика России имели два источника развития: первый — оригинальная российская культура, второй — диалогическое взаимодействие с зарубежной (в первую очередь западной) педагогикой.

Зарубежные педагогические концепции и системы получили в педагогике России своеобразную интерпретацию; диалог России и Запада существенно обогатил мировую педагогику.

Диалогическое взаимодействие педагогики России и Запада было наиболее интенсивным в переломные для России периоды.

На протяжении своей истории Россия активно взаимодействовала не только с западными, но и с восточными странами. Наиболее яркий пример — диалог с Византией, откуда на Русь в Х в. пришло христианство. Прибывшие на Русь византийские священники выполняли среди прочих и педагогические функции.

На Руси появились церковные книги, которые являлись одновременно учебниками и источниками для развития педагогической мысли (Священное Писание, творения отцов Церкви, сборники поучительных изречений и пр.).

Византийское влияние способствовало быстрому расцвету школьного дела в Киеве, Новгороде и центрах других древнерусских княжеств, оно дало стимул к зарождению и развитию русской религиозно-педагогической мысли.

Древняя Русь познакомилась благодаря этому с эллинистической, греко-римской, уходящей своими корнями в античность и древний Восток книжной культурой…

Славянская языческая культура соединилась со зрелым восточным христианством и породила древнерусское православие и его концепцию воспитания человека.

Начиная с XVII в. все более заметным становится влияние на Россию западноевропейских образцов устройства школьного дела и педагогических воззрений. Но явным это влияние становится в начале XVIII в., во время проведения Петром I реформы в сфере образования.

К тому времени в Европе уже сложились и успешно функционировали национальные образовательные системы, включавшие начальные, средние и высшие учебные заведения.

В их деятельности постепенно стали утверждаться цели, содержание и принципы образования, сформулированные и обоснованные Я. А. Коменским.

Вклад Я. А. Коменского в развитие педагогики состоит в том, что он, во-первых, создал педагогику как самостоятельную науку, во-вторых, теоретически обосновал классно-урочную систему обучения, в-третьих, создал первые школьные учебники. Я. А. Коменский сформулировал и обосновал три задачи образования:

1) научное образование, которое предполагало овладение основами всех наук в систематизированном виде;

2) нравственное воспитание, главным результатом которого должно стать управление человека самим собой;

3) религиозное воспитание, благодаря которому человек мог бы «стать радостью своего Творца».

Ему принадлежат формулировки важнейших принципов образования (природосообразность, научность, доступность, наглядность, систематичность, последовательность, прочность) и их философское и педагогическое обоснование.

Я. А. Коменский провозгласил и обосновал принцип социального равенства и справедливости в образовательной политике; реализации этого принципа должно было способствовать обучение на родном языке.

Популярностью в России пользовались также педагогические идеи английского философа, просветителя и государственного деятеля Джона Локка (1632-1704), основным в концепции которого является положение о том, что все дети изначально равны, их ум от рождения является «чистой доской», а уровень развития человека зависит исключительно от обстоятельств его жизни, и в первую очередь — от воспитания.

Чтобы сформулировать и обосновать этот вывод, Дж. Локк подверг глубокому анализу психологические основы образования.

Согласно его воззрениям, воспитанник должен быть не только подготовлен к успешному ведению практических дел, но и сознавать свою гражданскую ответственность, вести добродетельную жизнь, проявлять интерес к изучению того, в чем он может быть полезен своей стране.

Дж. Локк считал, что в обучении и воспитании необходимо опираться на естественное стремление детей к свободной и разнообразной деятельности, в которой и раскрываются их природные характеры, наклонности и способности.

Педагогические идеи Дж. Локка нашли продолжение в деятельности русских просветителей XVIII в. М. В. Ломоносов называл его в числе «премудрых человечества учителей».

Трактат Дж. Локка «Мысли о воспитании» был переведен в России в 1759 г., причем в предисловии к переводу утверждалось, что хотя Локк рассуждает о воспитании детей из знатных семей, однако и незнатные могут пользоваться теми же правилами.

П. Ф. Каптерев характеризовал Локка как мыслителя, стоявшего у истоков антропологических основ педагогики, тесно связанной с психологией и физиологией.

Во второй половине XVIII в. в России большой популярностью пользовались также идеи французских просветителей — К. А. Гельвеция (1715-1771) и Д. Дидро (1713-1784), которые выражали точку зрения просвещенной государственности на максимально широкую и полную реализацию способностей граждан государства через организацию соответствующих систем образования.

Общими для просветителей XVIII в. как в России, так и в странах Европы были вера в могущество человеческого разума, мысль о всесилии воспитания и о необходимости создания с его помощью «новой породы людей» — высоко-нравственных граждан-патриотов, для которых главной в жизни является идея общественного блага (принцип социальной полезности образования), идея принципиального равенства людей, в том числе и в образовании.

Попытки реализовать на практике идеи просветителей были предприняты в царствование Екатерины II. С этой целью был создан ряд закрытых образовательных учреждений для представителей разных сословий.

По просьбе Екатерины II Д. Дидро составил «План университета или школы публичного преподавания наук для Российского правительства», который, хотя и не был реализован в условиях сословно-крепостнического государства, оказал большое влияние на демократизацию педагогической мысли России.

Под влиянием западного просветительства в России стали внедряться элементы светского реального образования.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)