Современный мировой образовательный процесс

В развитии современного мирового образовательного процесса наметился ряд тенденций, которые могут быть охарактеризованы как тенденции к расширению и углублению содержания идей толерантности.

К этим тенденциям можно отнести следующие: Демократизация образования, предполагающая расширение «поля толерантности».

В развитых странах провозглашен и реализуется на практике принцип равенства всех граждан в образовании: доступ к образованию получили все слои населения, независимо от социального положения, возраста, пола, национальной и религиозной принадлежности и других особенностей.

Образовательные системы организованы по принципу единой школы, между различными ступенями образования существует преемственность.

При этом начальная школа строится на общеобразовательных основах, в ней отсутствует какая-либо дифференциация, профильное обучение.

Действуют специальные социальные программы, направленные на поддержку детей-инвалидов, детей-сирот, одаренных детей. Интенсивно развиваются образовательные учреждения для взрослых, образование приобретает характер непрерывного.

Единая образовательная система создает широкие возможности для взаимодействия детей и взрослых с самыми разнообразными личностными и индивидуальными качествами, что, с одной стороны, актуализирует проблему толерантности, с другой — позволяет разным людям найти общий язык в контексте образования и современной культуры.

Другое проявление демократизации образования — открытость школ, усиление в деле образования взаимодействия педагогов, родителей, общественных организаций.

Пересмотр целей образования. В качестве цели образования выступает сам человек во всем многообразии его связей и взаимоотношений с внешним миром.

В настоящее время образовательный идеал — это человек с высоким уровнем культурного, нравственного и духовного развития, способный к диалогическому взаимодействию в группе и обществе в целом, открытый новому знанию, с устойчивой жизненной и гражданской позицией.

Следует специально учить людей жить в гармонии с собой, окружающим миром, другими людьми.

Путь к этой гармонии лежит через всемерное личностное, индивидуальное, субъектное развитие человека, через его подготовку к самовоспитанию, самообразованию.

Необходимо специально формировать гуманное отношение к людям, умение разрешать межличностные и деловые конфликты на основе толерантных установок, развивать человеческие качества, исключающие вседозволенность и аморальность.

Среди целей образования важное место отводится гармоничному сочетанию интересов человека и общества, что предполагает «формирование у школьников качеств, помогающих реализовать себя и как существо общественное, и как неповторимую индивидуальность; формирование гражданской позиции, уважительного отношения к законам, к нормам социальной жизни и культуры; развитие умения общаться, сотрудничать, осуществлять сознательный выбор жизненного пути; воспитание бережного отношения к культуре и традициям своего народа, родного края; приобретение практических навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

При достижении этой группы целей решаются такие проблемы, как выбор образа жизни, образа личности, своего места в обществе; формирование приемлемой для себя и общества системы ценностей».

Пересмотр содержания образования. Источником формирования содержания образования становится национальная и мировая культура.

Содержание образования становится гуманитарным — не в смысле увеличения доли гуманитарных предметов в учебных планах и времени на их изучение, а в том плане, что все учебные дисциплины (в том числе и естественно-математические) все более обращаются к проблемам человека, его саморазвития, взаимодействия с окружающим миром (природой, культурой, другими людьми) на основе принципов толерантности.

Первоочередное внимание уделяется тем предметам, которые должны помочь человеку в его дальнейшем самообразовании — одним из таких предметов является информатика.

Изменение форм образования. В настоящее время появились новые формы образования, что вызвано изменением целей и содержания образования, образовательных потребностей человека и общества, технологической революцией (в первую очередь компьютеризацией).

Одной из таких форм является дистанционное обучение с широким использованием новых информационных технологий (электронные учебники и учебные пособия, обучающие и контролирующие программы, программы-тренажеры, дидактические компьютерные среды, электронная почта и пр.).

Продолжают развиваться «новые школы», прообразы которых появились в конце XIX — начале ХХ в.: открытые школы и «школы без стен» (школы со свободным режимом обучения, где нет постоянных классов, а вместо них существуют подвижные группы по интересам; такие школы широко связаны с окружающей социальной средой —библиотеками, музеями, промышленными и сельскохозяйственными предприятиями); школы «свободного воспитания».

Широкое распространение получает индивидуальное обучение в форме консультаций, собеседований. Меняются и формы контроля и аттестации — в них увеличивается доля тестирования

. В воспитании все более прочно утверждаются формы, способствующие включению воспитанника в современную культуру, гармонизации процессов социализации и индивидуально-личностного становления.

Интеграция образования. В последние годы наблюдается тенденция к «стиранию границ» между образовательными системами разных стран, вызванная интернациональным характером знаний, потребностями в образовании на основе общечеловеческих ценностей. Особенно характерно это для европейской школы.

Практически во всех школах стран Западной Европы существует единообразие в организации образовательных систем, сходство в содержании образования, что проявляется в согласованности образовательных программ, конвертируемость дипломов.

Широкое распространение получила практика обмена между странами школьниками, студентами, учителями на основе специальных контрактов, изучение нескольких иностранных языков. В последнее время в этот процесс включилась и Россия.

Тенденция к интеграции образования проявляется также в стремлении многих стран к стандартизации содержания образования, устранению чрезмерного разнообразия учебных заведений, программ обучения и учебников.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)