Профессиональная ориентация молодежи
Профессии появились на ранних этапах развития человеческого общества в связи с разделением труда. Разделение труда – качественная дифференциация трудовой деятельности в процессе развития общества, приводящая к обособлению и сосуществованию различных её видов. Первыми крупными разделениями труда были отделение земледелия и скотоводства, земледелия и ремесла, производства и торговли.
Появление и развитие машинной индустрии привело к глубокому разделению труда: увеличивается число отраслей производства, появляется большое количество новых профессий (в том числе узкоспециализированных, предъявляющих особые требования к человеку). Именно в этот период развития общества появляется необходимость в специальной работе по оказанию помощи молодёжи в выборе профессии, с одной стороны, соответствующей потребностям общества, с другой – желаниям и возможностям человека.
В XIX веке начинаются научные исследования вопросов профориентации, появляются первые литературные источники по проблеме, расширяется практика соответствующей работы:
- 1849 г. – во Франции выходит книга «Руководство по выбору профессий»;
- 1883 г. – английский психолог Ф. Гальтон предлагает применять тестовые испытания для выявления способностей людей к той или иной профессии;
- 1897 г. – русский профессор-историк Петербургского университета И. И. Кареев напечатал книгу «Выбор факультета и прохождение университетского курса»;
- 1908 г. – профессор Гарвардского университета Ф. Парсонс основал в Бостоне (США) «Бюро ориентации» для оказания помощи школьникам в выборе жизненного пути;
- начало XX в. – в Англии принят закон, позволяющий открывать учреждения, оказывающие помощь учащимся в выборе профессии, в Бельгии, Испании, Чехии, Швейцарии, Швеции появляются профориентационные учреждения, в России профориентационной работой начинает заниматься Педагогический музей учительского дома.
Постепенно в ходе исследовательской работы выявилась необходимость информации троякого рода:
- о вероятном спросе на тот или иной труд;
- о способностях, требующихся для разных видов труда;
- о способностях лиц, обращающихся за помощью.
Сочетание «надо», «хочу» и «могу» – оптимальный вариант при выборе подходящей человеку профессии. Остановимся на основных понятиях, связанных с проблемой профессиональной ориентации молодёжи, то есть с оказанием помощи в выборе профессии. Профессия – род трудовой деятельности, занятий, требующий от человека соответствующей подготовки и уровня квалификации. Специальность – вид трудовой деятельности в рамках профессии.
Профессиональный интерес – избирательное, эмоционально окрашенное отношение к предпочитаемому виду трудовой деятельности. Профессиональная склонность – расположенность личности к той или иной трудовой деятельности, предполагающая деятельность. Профессиональное намерение – стадия развития профессионального интереса, оформленного в сознании человека как профессиональный выбор. Профессиональные способности – совокупность индивидуально-психологических особенностей личности, необходимых для успешного выполнения той или иной трудовой деятельности. Профессиональная направленность личности – совокупность профессионально значимых мотивов, влияющих на качество труда.
Профессиональная ориентация – система работы по изучению и формированию профессиональных интересов, склонностей, способностей, намерений человека. Профессиональное самоопределение – состояние готовности человека к реальному и осознанному выбору профессии. Профессиография – наука о профессиях. Профессиограмма – описание профессии, включающее как важную составную часть сведения о требованиях профессии к организму человека, его психике и состоянию здоровья.
Данные о количестве известных в обществе профессий весьма противоречивы – в разных источниках указываются цифры от шести до сорока тысяч и более. Для того чтобы ориентироваться в море современных профессий и специальностей, полезен приём классификации. Конечно, любая классификация профессий будет в определённой степени условной. Основанием одной из наиболее известных классификаций профессий является объект труда.
Согласно данной классификации все профессии делятся на пять групп:
- Профессии типа «Человек – природа». Объектами труда являются неживая природа (геолог, метеоролог, вулканолог, спелеолог, сейсмолог…) и живая природа (егерь, животновод, полевод, биолог, зоотехник, агроном, лесничий, пастух, работник зоопарка…).
- Профессии типа «Человек – техника». Объекты труда – машины, станки, аппараты, приборы (водитель, наладчик станков, фрезеровщик, токарь, крановщик…).
- Профессии типа «Человек – человек». Объекты труда – люди (врач, официант, экскурсовод, проводник, следователь, библиотекарь, офицер…).
- Профессии типа «Человек – знаковая система». Объекты труда – условные знаки, слова, формулы (стенографистка, бухгалтер, программист, корректор, редактор, лётчик, диспетчер…).
- Профессии типа «Человек – художественный образ». Объекты труда – художественные образы, их элементы (артист, художник, писатель, ювелир, дизайнер, мастер народных промыслов…).
Вторая классификация профессий в своей основе имеет цели труда.
Конечно, ближайшие цели профессий могут быть очень разнообразны, но рассматривая цель труда в общем виде, можно выделить три группы профессий:
- гностические профессии, цель – оценить, распознать, проверить, разобраться (контролер, инспектор, следователь, эксперт, дегустатор…);
- преобразующие профессии, цель – преобразовать объект труда (литейщик, фрезеровщик, токарь, парикмахер, повар, водитель…);
- изыскательские профессии, цель – создание нового продукта (изобретатель, конструктор, проектировщик, селекционер, модельер, технолог, программист, писатель…).
Третья классификация характеризует сходство и различие между профессиями по средствам труда.
Согласно ей выделяются следующие группы профессий, в которых используются разные средства труда:
- ручные инструменты (примеры профессий – плотник, сапожник, хирург, музыкант-исполнитель…);
- машинное и механическое оборудование с ручным управлением (тракторист, шофёр, крановщик…);
- автоматическое и автоматизированное оборудование (технолог производства пищевых продуктов, инженер-технолог автоматической производственной линии…);
- выразительные функции человека: (артист, диктор…).
В четвертой классификации профессии подразделяются по условиям труда:
- труд в обычных ‒ бытовых ‒ условиях (бухгалтер, секретарь, парикмахер…);
- труд, связанный с пребыванием на открытом воздухе (монтажник, каменщик, милиционер…);
- труд в необычных условиях – в горячих цехах, в воздухе, под землёй, под водой (прокатчик, спелеолог, водолаз…);
- труд в условиях повышенной моральной ответственности (диспетчер, машинист, водитель, врач…).
Используя представленные выше классификации, можно хотя бы в первом приближении охарактеризовать требования профессии к человеку. Так, профессия учителя биологии по названным классификациям может быть отнесена к следующим группам: «человек – природа», «человек – человек», гностическая, преобразующая, изыскательская, связана с использованием ручных инструментов и выразительных функций человека, с пребыванием на открытом воздухе, с повышенной моральной ответственностью. Каждая из групп профессий предъявляет свои требования к личности, а их совокупность характеризует комплекс требований к профессиональным качествам.
- Технология ситуационного анализа «Кейс-метод»
- Технология проблемного обучения эвристическое обучение
- Технология «Шесть шляп мышления»
- Технология создания ментальной карты
- Технология опорных конспектов В. Ф. Шаталова
- Графическое моделирование в учебном процессе
- Технология балльно-рейтинговой оценки результатов образования
- Технология педагогического сопровождения самостоятельной работы студентов
- Общеучебные умения как фактор успешности самостоятельной деятельности студентов
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу