Расчеты нормативной численности врачей-стоматологов
Расчеты нормативной численности врачей-стоматологов при оказании амбулаторно-поликлинической помощи детям представлены в табл. 3.16.
Общее число должностей врачей-стоматологов для оказания амбулаторной помощи детям составляет 26 787 (16 960+4187+2115+3525).
Аналогичным образом рассчитано нормативное число должностей для оказания медицинской помощи взрослому населению (табл. 3.17).
По расчетам нормативной численности должностей врачей- стоматологов, приведенным в табл. 3.17, необходимы следующие пояснения:
- В разных пунктах приказа № 1496н имеются противоречивые величины показателей. В п.7 приложения 7 указан норматив должности врача-стоматолога (суммарно), составляющий 5 на 10 тыс. взрослого населения. Однако в следующих пунктах (пп. 8, 9) устанавливаются должности врача-стоматолога-терапевта и врача-стоматолога-хирурга: 5 и 1,5 должности соответственно. Если сложить только эти должности, то суммарное число будет 6,5 должностей на 10 тыс. взрослого населения, а не 5, как указано в п. 7. Но далее в п. 10 устанавливается еще и норматив должности врача-стоматолога-ортопеда, который тоже должен входить в суммарное число должностей врачей-стоматологов. В связи с этим расчеты по п. 7 приложения 7 не проводились.
- В п. 13 приложения 7 приказа указан следующий контингент населения: городское, сельское население и население других населенных пунктов. Такая дифференциация приводилась в приказах Минздрава СССР по учреждениям, расположенным в городах с численностью населения свыше 25 тыс., и городов и поселков городского типа (рабочих, курортных и городских) с численностью населения до 25 тыс. человек. Механический перенос этой дифференциации населения в современный приказ, не предусматривающий разделения норм труда по типам медицинских организаций, является неоправданным. Следовательно, расчет на этот контингент населения, не обозначенный к тому же ни в одном статистическом документе, не проводился. Общее нормативное число врачей-стоматологов для оказания амбулаторно-поликлинической помощи взрослому населению составляет 101,7 тыс. должностей (58 615+17 585+13 175+2058+8783+1470=101 686).
Общее число должностей врачей-стоматологов (без заведующих подразделениями) для оказания амбулаторно-поликлинической помощи всему населению, рассчитанное по приказам о порядках, составляет 128,5 тыс. должностей (26 787+101 686), а вместе с заведующими, которые составляют примерно 10% от общей численности врачей, эта цифра возрастет до 141,3 тыс. должностей (128 473×1,1).
В настоящее время в стране в системе Минздрава – 61,7 тыс. должностей врачей-стоматологов и 21,7 тыс. зубных врачей. Если предположить, что все зубные врачи ведут самостоятельный прием, то суммарное число должностей составит 83,4 тыс. должностей, причем в это число входят и те врачи, которые оказывают и другие виды помощи: больничную и в дневных стационарах.
Ответ на вопрос о том, какое число должностей необходимо для выполнения гарантируемого государством объема работы при соблюдении типовых норм времени на посещение врачей-стоматологов, составляющих 3,9 УЕТ, или 39 мин, может быть получен по итогам расчета по формуле (3.9).
При расчетах использовались следующие данные:
- планово-нормативное число посещений по стоматологии, указанное в территориальной программе на 2012 г. (в последующих территориальных программах эти нормативы, как указывалось, отсутствуют): 1572,1 посещений на 1000 жителей в год;
- число профилактических посещений, указанное в территориальной программе на 2017 г., – 185 посещений на 1000 жителей в год;
- годовой бюджет рабочего времени должности врача-стоматолога с учетом постановления Правительства РФ, предусматривающего 33-часовую рабочую неделю.
Расчеты показывают, что все указанные условия могут быть выполнены только в том случае, если общее число должностей составит 7,433 должности на 10,0 тыс. населения (39х1540,2):(87 552×0,923), или в целом по стране 109,1 тыс. (7,433×14 680,4).
Сравнительные данные по фактической и нормативной численности врачей-стоматологов представлены на рис. 3.6. Фактические данные по численности должностей, представленные на рис. 3.6, уменьшены в целях сравнения на 10% от общего числа должностей врачей-стоматологов по стране в предположении, что примерно 90% всех врачей-стоматологов заняты амбулаторным приемом, т.е. сравнения проводятся не с 83,4 тыс. фактических должностей, а с 75,1 тыс.
По формуле (3.11) можно определить, каковы затраты рабочего времени врача-стоматолога для выполнения программы государственных гарантий при фактической численности должностей, эти данные составляют 26,8 мин {(87 552×0,923×5,116):(15 402)}. Для таких расчетов фактические 75,1 тыс. должностей для оказания амбулаторно-поликлинической помощи пересчитаны на 10 тыс. населения (75 100:14 680,4=5,116). Следовательно, при имеющейся фактической численности должностей не представляется возможным выполнение планово-нормативного числа посещений и соблюдение типовых норм времени на посещение врача-стоматолога, равных 39 мин.
Таким образом, установлены значительные несовпадения нормативных данных по численности должностей врачей амбулаторного приема, указанных в одновременно действующих разных нормативно-правовых документах, и весьма противоречивые расчетные показатели по численности должностей, по возможностям выполнения планово-нормативного числа посещений при внедрении новых норм труда в практику здравоохранения.
Ликвидация указанных противоречий возможна путем изменений следующим данных:
- планово-нормативного числа посещений;
- типовых норм времени;
- нормативного числа должностей.
Впервые представленная в нормировании труда медицинских работников методика расчета по формулам (3.9), (3.10) и (3.11) может быть широко использована при экономическом обосновании отраслевых норм труда при их утверждении на федеральном уровне, при экономическом анализе деятельности медицинской организации, составлении штатного расписания, расчетах стоимостных показателей.
- Теория справедливости Роберта Нозика
- Распределение и социальная справедливость
- Рекомендуемые поправочные коэффициенты стоимости обращения
- Современные финансовые нормативы и нормы труда
- Использование стандартов оказания медицинской помощи в расчетах стоимостных показателей
- Расходы на коммунальные услуги и хозяйственные нужды
- Расходы на медикаменты и перевязочные средства
- Расчеты оплаты труда работников управления и хозяйственно-обслуживающих работников
- Расчет оплаты труда работников обслуживания
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу