Расчеты нормативной численности врачей-стоматологов

Расчеты нормативной численности врачей-стоматологов при оказании амбулаторно-поликлинической помощи детям представлены в табл. 3.16.

Общее число должностей врачей-стоматологов для оказания амбулаторной помощи детям составляет 26 787 (16 960+4187+2115+3525).

Аналогичным образом рассчитано нормативное число должностей для оказания медицинской помощи взрослому населению (табл. 3.17).

По расчетам нормативной численности должностей врачей- стоматологов, приведенным в табл. 3.17, необходимы следующие пояснения:

  1. В разных пунктах приказа № 1496н имеются противоречивые величины показателей. В п.7 приложения 7 указан норматив должности врача-стоматолога (суммарно), составляющий 5 на 10 тыс. взрослого населения. Однако в следующих пунктах (пп. 8, 9) устанавливаются должности врача-стоматолога-терапевта и врача-стоматолога-хирурга: 5 и 1,5 должности соответственно. Если сложить только эти должности, то суммарное число будет 6,5 должностей на 10 тыс. взрослого населения, а не 5, как указано в п. 7. Но далее в п. 10 устанавливается еще и норматив должности врача-стоматолога-ортопеда, который тоже должен входить в суммарное число должностей врачей-стоматологов. В связи с этим расчеты по п. 7 приложения 7 не проводились.
  2. В п. 13 приложения 7 приказа указан следующий контингент населения: городское, сельское население и население других населенных пунктов. Такая дифференциация приводилась в приказах Минздрава СССР по учреждениям, расположенным в городах с численностью населения свыше 25 тыс., и городов и поселков городского типа (рабочих, курортных и городских) с численностью населения до 25 тыс. человек. Механический перенос этой дифференциации населения в современный приказ, не предусматривающий разделения норм труда по типам медицинских организаций, является неоправданным. Следовательно, расчет на этот контингент населения, не обозначенный к тому же ни в одном статистическом документе, не проводился. Общее нормативное число врачей-стоматологов для оказания амбулаторно-поликлинической помощи взрослому населению составляет 101,7 тыс. должностей (58 615+17 585+13 175+2058+8783+1470=101 686).

Общее число должностей врачей-стоматологов (без заведующих подразделениями) для оказания амбулаторно-поликлинической помощи всему населению, рассчитанное по приказам о порядках, составляет 128,5 тыс. должностей (26 787+101 686), а вместе с заведующими, которые составляют примерно 10% от общей численности врачей, эта цифра возрастет до 141,3 тыс. должностей (128 473×1,1).

В настоящее время в стране в системе Минздрава – 61,7 тыс. должностей врачей-стоматологов и 21,7 тыс. зубных врачей. Если предположить, что все зубные врачи ведут самостоятельный прием, то суммарное число должностей составит 83,4 тыс. должностей, причем в это число входят и те врачи, которые оказывают и другие виды помощи: больничную и в дневных стационарах.

Таким образом, для достижения нормативной численности должностей врачей-стоматологов, установленной приказами о порядках только для оказания амбулаторно-поли-клинической помощи, необходимо увеличение фактической численности на 57,9 тыс. должностей, т.е. почти на 70%.

Ответ на вопрос о том, какое число должностей необходимо для выполнения гарантируемого государством объема работы при соблюдении типовых норм времени на посещение врачей-стоматологов, составляющих 3,9 УЕТ, или 39 мин, может быть получен по итогам расчета по формуле (3.9).

При расчетах использовались следующие данные:

  • планово-нормативное число посещений по стоматологии, указанное в территориальной программе на 2012 г. (в последующих территориальных программах эти нормативы, как указывалось, отсутствуют): 1572,1 посещений на 1000 жителей в год;
  • число профилактических посещений, указанное в территориальной программе на 2017 г., – 185 посещений на 1000 жителей в год;
  • годовой бюджет рабочего времени должности врача-стоматолога с учетом постановления Правительства РФ, предусматривающего 33-часовую рабочую неделю.

Расчеты показывают, что все указанные условия могут быть выполнены только в том случае, если общее число должностей составит 7,433 должности на 10,0 тыс. населения (39х1540,2):(87 552×0,923), или в целом по стране 109,1 тыс. (7,433×14 680,4).

Сравнительные данные по фактической и нормативной численности врачей-стоматологов представлены на рис. 3.6. Фактические данные по численности должностей, представленные на рис. 3.6, уменьшены в целях сравнения на 10% от общего числа должностей врачей-стоматологов по стране в предположении, что примерно 90% всех врачей-стоматологов заняты амбулаторным приемом, т.е. сравнения проводятся не с 83,4 тыс. фактических должностей, а с 75,1 тыс.

По формуле (3.11) можно определить, каковы затраты рабочего времени врача-стоматолога для выполнения программы государственных гарантий при фактической численности должностей, эти данные составляют 26,8 мин {(87 552×0,923×5,116):(15 402)}. Для таких расчетов фактические 75,1 тыс. должностей для оказания амбулаторно-поликлинической помощи пересчитаны на 10 тыс. населения (75 100:14 680,4=5,116). Следовательно, при имеющейся фактической численности должностей не представляется возможным выполнение планово-нормативного числа посещений и соблюдение типовых норм времени на посещение врача-стоматолога, равных 39 мин.

Таким образом, установлены значительные несовпадения нормативных данных по численности должностей врачей амбулаторного приема, указанных в одновременно действующих разных нормативно-правовых документах, и весьма противоречивые расчетные показатели по численности должностей, по возможностям выполнения планово-нормативного числа посещений при внедрении новых норм труда в практику здравоохранения.

Ликвидация указанных противоречий возможна путем изменений следующим данных:

  • планово-нормативного числа посещений;
  • типовых норм времени;
  • нормативного числа должностей.

Впервые представленная в нормировании труда медицинских работников методика расчета по формулам (3.9), (3.10) и (3.11) может быть широко использована при экономическом обосновании отраслевых норм труда при их утверждении на федеральном уровне, при экономическом анализе деятельности медицинской организации, составлении штатного расписания, расчетах стоимостных показателей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)