Продуктивные технологии
Для того чтобы обосновать использование термина «продуктивные педагогические технологии» остановимся на анализе ряда понятий, таких как: «продуктивная педагогика», «продуктивное образование», «продуктивное учение», «умственная продуктивность», «продукт учебной деятельности», «продуктивно творческий уровень деятельности» по материалам Национальной педагогической энциклопедии.
Продуктивное учение ‒ практика личностно ориентированного обучения в процессе конкретной работы на основе её свободного выбора учащимися и с учетом их интересов. В противовес традиционному образованию, продуктивное учение преследует цели развития автономности и активности, что, в итоге, даёт на выходе индивидуальный опыт продуктивной деятельности. Продуктивная деятельность ‒ деятельность, в процессе которой учащийся добывает субъективно новую информацию (только для себя новую) и объективно новую информацию.
Продукт учебной деятельности:
- во-первых, структурированное и актуализированное знание, лежащее в основе умения решать требующие его применения задачи в разных областях науки и практики;
- во-вторых, внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах.
Продуктивно-творческий уровень деятельности ‒ по своему содержанию и формам характеризуется целенаправленностью, актуальностью, инновационностью, научностью, рефлексивностью. Исходя из вышесказанного, сразу оговоримся: термин продуктивные педагогические технологии используется условно для обозначения способов организации учебного процесса, связанного с решением проблем, то есть требующего творческого применения знаний и умений.
Проблемность обучения обеспечивает получение субъективно (только для обучающегося) или объективно (какого не было ранее) нового продукта. При этом надо понимать, что элементы творческой деятельности могут присутствовать в разных технологиях (например, в создании оригинальных графических объектов), а новизна продукта может обеспечиваться и логическими рассуждениями. В представленных далее продуктивных технологиях эти два критерия взаимосвязаны.
С названных позиций к технологиям продуктивного обучения могут быть отнесены технологии проблемного и эвристического обучения, технология использования креативной техники «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно, технология позиционного обучения, ситуационный анализ или кейс-метод, ТРИЗ-технология, технология организации исследовательской деятельности и другие. Далее более подробно рассматривается ряд технологий, которые, несмотря на их известность, не получили достаточного распространения в практике работы высшей школы.
- Технология ситуационного анализа «Кейс-метод»
- Технология проблемного обучения эвристическое обучение
- Технология «Шесть шляп мышления»
- Технология создания ментальной карты
- Технология опорных конспектов В. Ф. Шаталова
- Графическое моделирование в учебном процессе
- Технология балльно-рейтинговой оценки результатов образования
- Технология педагогического сопровождения самостоятельной работы студентов
- Общеучебные умения как фактор успешности самостоятельной деятельности студентов
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу