Продуктивные технологии

Для того чтобы обосновать использование термина «продуктивные педагогические технологии» остановимся на анализе ряда понятий, таких как: «продуктивная педагогика», «продуктивное образование», «продуктивное учение», «умственная продуктивность», «продукт учебной деятельности», «продуктивно творческий уровень деятельности» по материалам Национальной педагогической энциклопедии.

Продуктивное образование ‒ сотрудничество педагога и обучающегося предполагающее личную свободу каждого участника учебно-воспитательного процесса и ведущее к тому, что обучение становится мотивированным процессом совместных и личных открытий.

Продуктивное учение ‒ практика личностно ориентированного обучения в процессе конкретной работы на основе её свободного выбора учащимися и с учетом их интересов. В противовес традиционному образованию, продуктивное учение преследует цели развития автономности и активности, что, в итоге, даёт на выходе индивидуальный опыт продуктивной деятельности. Продуктивная деятельность ‒ деятельность, в процессе которой учащийся добывает субъективно новую информацию (только для себя новую) и объективно новую информацию.

Продукт учебной деятельности:

  • во-первых, структурированное и актуализированное знание, лежащее в основе умения решать требующие его применения задачи в разных областях науки и практики;
  • во-вторых, внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах.

Продуктивно-творческий уровень деятельности ‒ по своему содержанию и формам характеризуется целенаправленностью, актуальностью, инновационностью, научностью, рефлексивностью. Исходя из вышесказанного, сразу оговоримся: термин продуктивные педагогические технологии используется условно для обозначения способов организации учебного процесса, связанного с решением проблем, то есть требующего творческого применения знаний и умений.

Проблемность обучения обеспечивает получение субъективно (только для обучающегося) или объективно (какого не было ранее) нового продукта. При этом надо понимать, что элементы творческой деятельности могут присутствовать в разных технологиях (например, в создании оригинальных графических объектов), а новизна продукта может обеспечиваться и логическими рассуждениями. В представленных далее продуктивных технологиях эти два критерия взаимосвязаны.

С названных позиций к технологиям продуктивного обучения могут быть отнесены технологии проблемного и эвристического обучения, технология использования креативной техники «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно, технология позиционного обучения, ситуационный анализ или кейс-метод, ТРИЗ-технология, технология организации исследовательской деятельности и другие. Далее более подробно рассматривается ряд технологий, которые, несмотря на их известность, не получили достаточного распространения в практике работы высшей школы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)