Проектирование содержания образования

Содержание образования в высшей школе формируется на основе образовательных стандартов, которые представляют собой комплекс нормативных, организационных и методических документов, определяющих структуру и содержание профессиональных образовательных программ и создающих основу для обеспечения требуемого качества подготовки выпускников.

Характерными чертами ФГОС в отличие от предыдущей версии Государственного образовательного стандарта высшего образования являются следующие:

  • компетентностный подход к содержанию и организации учебного процесса;
  • модульная организация образовательной программы;
  • система зачетных единиц.

Модульный принцип формирования основной образовательной программы заключается в интеграции учебного материала в ряд образовательных модулей, каждый из которых обеспечивает формирование тех или иных результатов освоения основной образовательной программы (компетенций) согласно ФГОС высшего образования.

Модуль – логически завершенная, относительно самостоятельная часть основной образовательной программы, обеспечивающая определенный уровень сформированности компетенции или группы компетенций. Модуль может состоять из одной учебной дисциплины или совокупности дисциплин, объединенных междисциплинарными связями.

Модули могут относиться как к базовой части основной образовательной программы, так и к вариативной части основной образовательной программы. Зачетная единица трудоемкости (или просто зачетная единица) ‒ единица измерения трудоемкости учебной работы и других мероприятий образовательной программы или учебного плана. Условно одна зачетная единица приравнивается к 36 часам. Любая учебная дисциплина по трудоемкости не может быть менее двух зачетных единиц (включая самостоятельную работу студентов).

Интересно
При разработке образовательной программы по направлению подготовки обучающихся в высшей школе проектируется ряд документов, отражающих требования образовательного стандарта: рабочий учебный план, учебные программы и рабочие программы дисциплин, программы учебных и производственных практик, программы итоговой аттестации, фонды контрольно-оценочных средств для промежуточной и итоговой аттестации студентов, графики учебного процесса.

Модель учебного плана – документ, отражающий основные инвариантные структурные компоненты содержания образования. Модель учебного плана содержит информацию о модулях, дисциплинах, курсах, практиках, составляющих обучение. Рабочий учебный план – документ, являющийся непосредственным руководством для организации учебного процесса, представляет собой перечень учебных дисциплин по годам и семестрам обучения с указанием количества часов на теоретические и практические занятия, на самостоятельную работу студентов, а также форм итогового контроля (зачет, экзамен).

Учебная программа – нормативный документ, определяющий требования к результатам образования в области конкретной учебной дисциплины, содержание, объем и порядок изучения той или иной учебной дисциплины.

Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими. Типовые учебные программы разрабатываются на основе требований государственного образовательного стандарта. Типовые учебные программы для общеобразовательной школы, спроектированные, как правило, группой специалистов, имеются по всем учебным предметам. Что касается высшего образования, то в связи с разнообразием направлений подготовки и специальностей, набор «готовых» программ ограничен. Авторские программы – программы, разработанные высококвалифицированными педагогами на основе госстандартов. Рабочие учебные программы составляются непосредственно в учебном заведении каждым преподавателем.

В соответствии с требованиями ФГОС в рабочей учебной программе должны быть:

  • представлены общие сведения о дисциплине (название, модуль, к которому она относится, трудоемкость, время изучения ‒ курс, семестр, вид промежуточного контроля ‒ зачет, экзамен);
  • отражены и конкретизированы требования к результатам освоения дисциплины (в том числе, перечислены компетенции, которые формируются при изучении дисциплины или в становление которых вносит вклад дисциплина);
  • представлена структура дисциплины ‒ учебные модули (разделы) с указанием количества лекционных, семинарских и практических занятий, времени, отводимого на самостоятельную работу студентов;
  • включены сведения о методическом оснащении учебного процесса ‒ данные об используемых педагогических технологиях, заданиях для самостоятельной работы, рекомендуемых источниках, контрольно-оценочных средствах.

Формами проектирования содержания образования являются также различного рода печатные и электронные учебные издания: учебники, учебные пособия, учебно-методические пособия, хрестоматии, словари, практикумы, учебные программы. Учебник – учебное издание, содержащее систематическое изложение содержания учебной дисциплины (ее раздела, части), соответствующее программе и требованиям дидактики, официально утвержденное в качестве данного вида издания.
Учебник имеет определенную структуру (рис. 10).

Проектирование содержания образования

Основной текст включает характеристики основных понятий, их определения, описание фактов, законов, теорий, ведущих идей, а также характеристики основных методов познания, способов применения знаний, разделы, систематизирующие и интегрирующие учебный материал и т. п. К дополнительным текстам относятся документы, хрестоматийный материал, обращение к читателям, биографические, народоведческие, статистические сведения, справочные материалы, выходящие за рамки программы. Пояснительный текст включает предметные введения к учебнику, разделам, примечания, разъяснения, словари, определители, пояснения к картам, схемам, диаграммам, указатели.

Иллюстративный материал может быть представлен фотографиями, рисунками, картами, диаграммами, схемами, планами, чертежами, графиками. Аппарат организации усвоения материала включает учебные задания, памятки, инструктивные материалы, шрифтовые выделения. К аппарату ориентировки относятся предисловие, оглавление, примечания, указатели, сигналы-символы. Учебное пособие – издание, дополняющее учебник или частично его заменяющее. В отличие от учебника учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть её содержания, а также может содержать не только общепризнанные знания и положения, но разные мнения по той или иной проблеме.

Методическое пособие (учебно-методическое пособие) – учебное издание, содержащее конкретные материалы по методике преподавания учебной дисциплины (ее раздела, части). Практикум – учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие становлению у студентов умений применять знания. Словарь – справочное издание, содержащее упорядоченный перечень языковых единиц (слов, словосочетаний, фраз, терминов, имен, знаков) с относящимися к ним справочными данными.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)