Предмет общего надзора

Рассматриваемая отрасль регламентирована гл. 1 («Надзор за исполнением законов») и гл. 2 («Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина») раздела III Закона о прокуратуре. В теории и практике прокурорского надзора широко используется термин «общий надзор».

Предмет общего надзора определен в ст. 21 и 26 Закона о прокуратуре, там содержится перечень поднадзорных прокурору субъектов и требования к их деятельности.

Поднадзорные субъекты:

  • федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти. Правительство РФ не поднадзорно прокурору, в случае несоответствия его постановлений Конституции РФ и федеральным законам Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента РФ (п. 3 ст. 24 Закона);
  • представительные и исполнительные органы власти субъектов РФ;
  •  органы местного самоуправления;
  • коммерческие и некоммерческие организации.

По смыслу закона деятельность физических лиц (граждан) не входит в предмет общего надзора, однако на практике прокурор реагирует на нарушения закона индивидуальными предпринимателями, возможно также направление предостережения иным лицам, готовящим акты экстремизма (ст. 25.1 Закона).

Поднадзорные субъекты обязаны:

  • соблюдать Конституцию РФ;
  • исполнять законы, действующие на территории РФ, под которыми понимаются:
  • федеральные законы;
  • не противоречащие им законы субъектов РФ;
  • издавать правовые акты, соответствующие закону;
  • соблюдать права и свободы человека и гражданина. Спорным является вопрос о надзоре за соблюдением подзаконных нормативных актов.

По буквальному смыслу Закона прокурор осуществляет надзор за соблюдением только законов. Однако на практике прокуроры реагируют и на нарушения подзаконных актов, квалифицируя это как нарушения законов, в развитие которых данные акты приняты. Пределы общего надзора обозначены в п. 2 ст. 21 и п. 2 ст. 26 Закона о прокуратуре.

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры:

  • не подменяют иные государственные органы;
  • не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. В частности, п. 8.5 Приказа Генпрокуратуры России от 07.12.2007 № 195 требует исключить факты приостановления деятельности производств и строительства объектов по инициативе прокуроров, кроме случаев угрозы безопасности граждан.

В рамках общего надзора осуществляются: надзор исполнением законов судебными приставами (п. 4 ст. 19 Федерального закона «О судебных приставах») и надзор за исполнением законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда (ст. 24.6 КоАП РФ).

Не входит в предмет общего надзора:

  • уголовно-процессуальная и оперативно-розыскная деятельность правоохранительных органов,
  • исполнение наказаний и иных мер принуждения (предмет специальных отраслей надзора – гл. 3 и 4 раздела III Закона о прокуратуре).

Основные направления общего надзора обозначены в п. 2 Приказа Генпрокуратуры России от 07.12.2007 № 195: надзор за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор в сфере экономики и экологической безопасности, предупреждение преступных проявлений.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)