Предмет надзора за следствием, дознанием и ОРД

Рассматриваемая отрасль регламентирована гл. 3 раздела III Закона о прокуратуре. Предмет надзора определен в ст. 29 Закона о прокуратуре, там содержится перечень поднадзорных органов, видов их деятельности и требования к ним.

К числу поднадзорных органов относятся:

  • органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: оперативные подразделения органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, государственной охраны, таможенных органов, службы внешней разведки, федеральной службы исполнения наказаний, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
  • внешней разведки Министерства обороны РФ (ст. 13 Закона об ОРД);
  • органы дознания: органы внутренних дел и иные органы, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности;
  • органы Федеральной службы судебных приставов;
  • начальники органов военной полиции Вооруженных Сил РФ, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;
  • органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы (ст. 40 УПК РФ);
  • органы предварительного следствия: следователи Следственного комитета РФ, органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ст. 150 УПК РФ).

Поднадзорные виды деятельности, регламентированные УПК РФ, Законом об ОРД, ведомственными нормативными актами:

  • разрешение сообщений о преступлениях (доследственная проверка);
  • оперативно-розыскная деятельность;
  • предварительное расследование (в форме следствия и дознания).

Прокурор при осуществлении надзора проверяет:

  • соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
  • соблюдение установленного порядка разрешения сообщений о преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования;
  • законность решений, принимаемых поднадзорными органами.

Приказ Генпрокурора РФ от 15.02.2011 № 33 в сфере надзора за ОРД обязывает прокурора проверять: законность заведения дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, проведения оперативно-розыскных мероприятий, представления результатов ОРД; наличие полномочий у лиц, осуществляющих ОРД; соблюдение определенного законом перечня оперативно-розыскных мероприятий; законность постановки лиц на оперативный учет и снятия их с учета.

На этапе разрешения сообщений о преступлениях типичными являются следующие нарушения закона: укрытие преступлений от регистрации, неполнота проведенной проверки, вынесение незаконного или необоснованного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

Фактически данная отрасль ввиду специфики поднадзорной деятельности и ее различного законодательного регулирования распадается на два самостоятельных направления:

  • надзор за ОРД;
  • надзор за следствием и дознанием.

На этапе предварительного расследования нередко встречаются следующие нарушения закона: незаконное привлечение к уголовной ответственности, нарушение разумного срока расследования («волокита»), незаконное прекращение или приостановление производства по делу, незаконное применение мер процессуального принуждения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)