Участие прокурора в правотворческой деятельности

Рассматриваемая функция прокуратуры реализуется в следующих формах:

  • инициативная разработка проектов законов и иных нормативных правовых актов, непосредственно связанных с компетенцией органов прокуратуры. В соответствии со ст. 9 Закона о прокуратуре при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов прокурор вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующие предложения;
  • участие в подготовке законопроектов, разрабатываемых другими органами государственной власти;
  • подготовка правовых заключений на проекты законов и иных нормативных правовых актов;
  • участие в обсуждении законопроектов в палатах Федерального Собрания РФ и законодательных органах государственной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления.

В соответствии со ст. 7 Закона о прокуратуре прокурор участвует в заседаниях федеральных органов законодательной и исполнительной власти, законодательных и исполнительных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления.

Особой формой участия прокурора в правотворческой деятельности является антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (ст. 9.1 Закона о прокуратуре).

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе» прокуроры в ходе осуществления своих полномочий проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц по вопросам, касающимся:

  • прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;
  • государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых РФ на основании федерального закона;
  • социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.

Антикоррупционная экспертиза проводится в порядке, установленном Приказом Генпрокуратуры России от 28.12.2009 № 400 и согласно методике, определенной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96.

При выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ. Указанное требование может быть отозвано прокурором до его рассмотрения. Форма требования установлена Приказом Генпрокуратуры России от 28.12.2009 № 400.

Требование прокурора об изменении нормативного правового акта подлежит обязательному рассмотрению соответствующим субъектом не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления требования, а законодательным органом субъекта РФ или представительным органом местного самоуправления – на ближайшем заседании соответствующего органа.

О результатах рассмотрения требования незамедлительно сообщается прокурору, его внесшему. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта может быть обжаловано в установленном порядке.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)