Профессионально-педагогическая позиция

Профессиональная педагогическая позиция — это устойчивая система отношений к педагогической действительности, педагогической деятельности, являющаяся источником активности педагога и определяющая его поведение (А.К.Маркова, А.В.Пет- ровский, В.А.Сластенин).

Позиция выступает в деятельности как способ реализации базовых ценностей ее носителя  (Н.Г.Алексеев, А.И.Слободчиков). В силу специфики педагогической профессии в деятельности педагога часто происходит сращение его жизненной и профессионально-личностной позиций.

В системе профессионального поведения различаются смысловая и ситуативная позиции. Например, школьный учитель может ситуативно становиться для ученической аудитории генератором идей, посредником в общении, партнером, сотрудником, помощником, режиссером, зрителем и т.д.

Но в каждой из этих ролей он будет так или иначе воспроизводить характерную для него демократическую, авторитарную или какую-то иную в смысловом от- ношении позицию, так как у большинства специалистов сформирована довольно устойчивая установка на воспроизведение определенной профессионально-личностной позиции, даже если она неосознанна.

Педагогические позиции различаются:

  • в смысло-ролевом отношении;
  • по характеру взаимодействия с предметом деятельности;
  • по степени включенности в деятельность;
  • по степени активности во взаимодействии с партнерами;
  • по степени креативности.

Проанализируем с праксеологической точки зрения позиции специалиста по отношению к предмету деятельности, к людям, к ситуации, к себе как профессионалу. Прежде всего в деятельности профессионала должна присутствовать собственно педагогическая позиция, являющаяся для него в смысловом отношении исходной. На  практике педагогическая  деятельность оказывается  не только

«встроенной» в систему отношений «учительство-ученичество», но вынуждена постоянно их воспроизводить. Если этого не происходит, педагогический характер взаимодействия участников образовательного процесса утрачивается.

Нельзя заставить одного человека признать другого своим учителем или воспитателем только потому, что он занимает должности классного руководителя или преподавателя математики. Позиция педагога — это своеобразный «ключ без права передачи», отпирающий дверь в пространство педагогической реальности.

Следует также заметить, что подлинный носитель (субъект) педагогической деятельности может занимать в образовательном процессе не только учительскую, но и ученическую позицию.

Какие же позиции может занимать субъект по отношению к предмету своей деятельности?  Предмет можно   изучать,  исследовать, открывая в нем все новые стороны, и получать дополни- тельную информацию, которая поможет в достижении постав- ленных целей. Такая позиция правомерна по отношению и к людям, и к системе отношений, и к образовательной ситуации.

Предмет можно использовать в своих целях. Например, конфликтная ситуация   в   педагогическом коллективе может  быть использован а руководителем для утверждения своей лидерской позиции. Предмет деятельности можно охранять (сохранять), воссоздавать, обеспечивая его существование во времени.

Так, например, мы сохраняем традиции, историческую память о событиях и людях. Предмет можно развивать , приумножать его свойства внутри органичных для него рамок. Так развиваются способности и задатки. Предмет можно изменять  (преобразовывать)  в разных направлениях (откорректировать, улучшить, усовершенствовать либо ухудшить).

Один предмет можно з а  м  р  у  г  и  м  ,  например,  в  рамках перевоспитания, коррекционной деятельности, поддержки, когда непродуктивные, социально неприемлемые модели эмоциональных, поведенческих реакций или действий постепенно вытесняются, заменяются другими, позитивными с точки зрения развития личности. По мере развития группы один тип отношений между ее участниками сменяется другим.

Предмет в ходе деятельности можно сознательно или неосознанно уничтожить , разрушить. Если это происходит с деструктивными проявлениями внутри образовательного процесса, педагогический эффект оказывается положительным. Если же уничтожается что-то, что приносило свои плоды, но вновь пришедший лидер захотел все начать «с нуля», нарушается преемственность в жизнедеятельности коллектива, группы, сообщества.

Таким образом, от содержания позиции по отношению к пред- мету деятельности зависит креативный потенциал профессионала. Позиция определяет то, кем он будет: простым потребителем, заботливым хранителем, творческим созидателем или невольным разрушителем того, с чем соприкоснулся по долгу службы.

По- скольку педагог имеет дело с человеческими системами, возникает требование табуированности ряда позиций в его профессиональной деятельности. Так, неприемлемыми являются намеренное причинение вреда (разрушение личности), манипуляция, позиция, в которой человек превращается в средство достижения целей.

Позицию по отношению к цели можно охарактеризовать с точки зрения оценки субъектом профессиональной деятельности ее доступности и достижимости. В этом плане существуют позиция победителя и позиция сомневающегося. Реальный обоснованный прогноз своих возможностей в достижении цели является состав- ной частью профессионализма.

Позиция по отношению к ситуации может носить адаптивный, уклоняющийся и преобразующий характер. Для того чтобы про- дуктивно действовать, необходимо занять позицию включенно- сти в деятельность.

Факт включения в педагогическую деятельность предполагает:

  • вхождение в соответствующее смыслу деятельности и ситуации психофизиологическое состояние;
  • актуализацию установки именно на данную деятельность;
  • нахождение в деятельности «здесь и сейчас», т.е. открытость любым впечатлениям и ощущениям;
  • готовность продуктивно взаимодействовать со всеми участниками деятельности;
  • стремление свести  к  минимуму негативные эффекты.

На другом полюсе «включенности» в диапазоне готовности действовать находится способность в нужный момент выйти из рабочего состояния, не застрять в профессиональной ситуации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)