Понятие о средствах обучения и их функциях

Способы педагогического взаимодействия непосредственно связаны со средствами обучения. Последние входят в структуру метода обучения.

Существуют разные точки зрения на сущность понятия средства обучения, наиболее распространённые из них следующие:

  • средства обучения − всё то, что способствует достижению целей образования, т. е. вся совокупность методов, форм, содержания и специальных средств (широкий смысл);
  • средства обучения − учебные и наглядные пособия, технические устройства, технические средства, др. (узкий смысл);
  • средства обучения − это источники получения знаний, формирования умений.

Чтобы определиться с выбором определения средств обучения, обратимся к понятию «средство».

Средство:

  • приём, способ действия;
  • орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-либо деятельности.

И то, и другое значение понятия «средство» может быть использовано для понимания сущности средств обучения. При осуществлении педагогического взаимодействия применяются материальные (совокупность материальных объектов), интеллектуальные (знания и умения), моторные (физические усилия), эмоциональные (проявление эмоциональных состояний) средства. С учетом сказанного средства обучения − совокупность материальных и идеальных объектов, способствующих более эффективному усвоению обучающимися содержания образования. Средства обучения как составляющая учебного процесса выполняют обучающую, воспитательную, развивающую и контролирующую функции.

Но различают и дополнительные функции, присущие средствам обучения, а именно:

  • компенсаторная − способствуют достижению цели с наименьшими затратами сил, здоровья, времени;
  • адаптивная − обеспечивают благоприятные условия протекания процесса обучения;
  • информативная − являются источниками знаний непосредственно или опосредованно;
  • интегративная − реализуется при комплексном использовании средств обучения;
  • инструментальная – обеспечивают реализацию определённых видов деятельности, достижение методических целей.

Система материальных средств обучения включает в себя взаимосвязанные группы средств, представленные на рисунке 13.

Понятие о средствах обучения и их функциях

К натуральным объектам относятся живые растения, живые животные, гербарии, коллекции, микропрепараты, остеопрепараты, материалы (вещества), явления (например, электрический разряд). Для восприятия ряда объектов требуется использование приборов и материалов: микроскоп, амперметр, пробирки, штативы, пипетки, пинцеты, лупы и другое лабораторное оборудование.

Средства изображения и отображения предметов и явлений можно условно подразделить на несколько групп:

  • средства изобразительной наглядности, не требующие технических устройств для демонстрации (портреты, фотографии, картины, таблицы, рельефные таблицы, схемы, схематические рисунки);
  • объемные средства (муляжи, макеты, модели);
  • аудиовизуальные средства, требующие использования технических устройств для восприятия их обучающимися (видеофильмы, фонограммы, презентации).

Технические средства обучения необходимы для предъявления аудиовизуальных средств, к ним относятся магнитофон, компьютер, интерактивная доска, медиапроектор, внутреннее кабельное телевидение. Пособия для преподавателя высшей школы связаны с вопросами возрастной и педагогической психологии, психологии студенческой молодежи, общей и профессиональной педагогики, методикой преподавания той или иной дисциплины.

Пособия для студентов по преподаваемым дисциплинам могут быть разнообразными: учебник, учебное пособие, методическое пособие, методические рекомендации и указания, хрестоматия, словарь-справочник, сборник задач и упражнений. Система средств обучения по определенной учебной дисциплине выстраивается в соответствии с Государственным образовательным стандартом, учебной программой, учебником. Выбор средств обучения зависит от ряда объективных и субъективных факторов.

Назовем лишь некоторые условия, которые важно соблюдать при подборе средств обучения:

  • соответствие требованиям к результатам обучения;
  • соответствие содержанию образования;
  • соответствие возрастным особенностям обучающихся;
  • соответствие уровню подготовленности обучающихся, знакомства с изучаемым материалом;
  • разнообразие средств обучения;
  • оптимальное количество средств обучения на занятии;
  • учет особенностей методики использования различных средств обучения.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)