Понятие о цели и задачах образования

Цель:

  • один из элементов поведения, сознательной деятельности людей, который характеризуется предвосхищением в сознании, мышлении результата деятельности и путей его достижения;
  • осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлены действия человека.

Таким образом, цель – некий идеальный (предполагаемый) результат сознательной деятельности человека. Педагогическая деятельность, как деятельность осознанная, естественно, является целенаправленной. Конкретные цели и задачи, которые ставит преподаватель – чрезвычайно многообразны, далее речь пойдет преимущественно об общих целях и задачах образования.

Формирование целей образования определяется рядом факторов, таких как: закономерности физиологического созревания организма, психического развития людей, достижения философии и педагогической науки, уровень культурного развития общества, идеология и политика государства.

Изучение истории педагогики показывает, что цели образования не являются раз и навсегда заданными, они изменяются, имеют конкретно исторический характер. Цель образования выражает исторически назревшую потребность общества. Потребности общества определяются способом производства – уровнем развития производительных сил и производственных отношений.

Поэтому цель образования всегда отражает достигнутый уровень развития общества, достигнутый уровень общественной культуры. Цель образования должна иметь объективный характер, то есть отражать потребности общественного развития, с одной стороны, и возможности растущего человека, с другой. Цель образования – образовательный идеал, задаваемый социальным заказом; предполагаемый идеальный результат образования, мысленное представление конечного результата педагогической деятельности.

Существуют три наиболее устойчивых модели определения цели образования, а именно:

  • экстенсивная – передача как можно более полного объёма накопленного опыта, культурных достижений, помощь студенту в самоопределении на этом культурном базисе;
  • продуктивная – подготовить обучающихся к тем видам деятельности, которыми ему предстоит заниматься, и той структуре занятости, которые поддерживают развитие социальной общности и его собственное развитие;
  • интенсивная – на основе развития универсальных качеств обучаемого обеспечить становление у него готовности не только к освоению определённых знаний, но и к постоянному их совершенствованию и развитию собственных творческих потенций.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)