Понятие о педагогической технологии

Понятие «педагогические технологии» в последнее время получает всё более широкое распространение в теории и практике обучения и воспитания в разных вариациях: «технологии обучения», «образовательные технологии», «технологии в обучении», «технологии в образовании», «педагогические технологии». В настоящее время в педагогической литературе насчитывается более 300 формулировок понятия «педагогическая технология» (и близких к нему по смыслу).

Думается, для того, чтобы разобраться в многообразии формулировок, стоит обратиться к пониманию производственной технологии. Структура технологии производственного процесса представлена на схеме (рис. 15). Производственный процесс связан с преобразованием исходного объекта в конечный продукт с заданными свойствами. Ход процесса и его результат зависят от состояния исходного объекта, поэтому его качество должно контролироваться.

Воздействие на исходный объект осуществляется поэтапно, причем на каждом этапе контролируется промежуточное состояние объекта и, если есть необходимость, производится корректировка процесса. Такой поэтапный контроль с корректировкой процесса дает гарантию получения конечного продукта с заданными качествами.

Понятие о педагогической технологии

Анализ подходов к определению сущности и основных признаков педагогической технологии (В. П. Беспалько, М. В. Кларин, И. Я. Лернер, В. М. Монахов, Г. К. Селевко, Ф. А. Фрадкин и др.).

Позволяет выделить следующие основные её характеристики:

  • Соответствие методологическим требованиям (технология должна иметь научную базу, опираться на определённую научную концепцию, научно обосновывать образовательные цели; отвечать основным признакам системы – логика процесса, взаимосвязь всех частей, целостность).
  • Управляемость чёткое целеполагание, планирование, проектирование процесса обучения, поэтапная диагностика, варьирование средствами и методами, коррекция результатов. Педагогические технологии должны гарантировать достижение определённого уровня обучения, быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам времени, сил, средств.
  • Воспроизводимость − возможность применения в других однотипных образовательных учреждениях, другими педагогами. Сказанное выше позволяет дать следующее определение педагогической технологии.

Педагогическая (образовательная) технология – обоснованная в рамках определённой педагогической концепции модель совместной деятельности субъектов педагогического процесса, характеризующаяся чёткими целевыми установками, последовательностью действий (алгоритмом), специфическими средствами, контролируемостью, воспроизводимостью в сходных условиях. При этом под алгоритмом понимается определённая последовательность шагов, имеющая, как правило, надпредметный характер, то есть отражающая общие для овладения в рамках разных дисциплин способы деятельности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)