Понятие о методологии педагогики
Определенную отрасль знаний называют наукой, если соблюдаются следующие необходимые условия:
- четко выделен, обособлен и зафиксирован собственный предмет исследования;
- для его изучения применяются методы исследования, позволяющие получать объективные результаты;
- зафиксированы объективные (закономерные) связи между факторами, процессами, составляющими предмет изучения;
- установленные законы и закономерности позволяют предвидеть (прогнозировать) будущее развитие изучаемых процессов, производить необходимые расчёты.
Методология (от греч. methodos – путь исследования или познания, теория, учение, logos – слово, понятие):
- система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности;
- учение о научном методе познания;
- совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.
Методология педагогической науки – это учение о принципах, методах, формах и процессах познания и преобразования педагогической действительности.
Насколько полезна методология педагогики преподавателям высшей школы:
- Во-первых, в организациях высшего образования ведётся научно-методическая работа, для осуществления которой требуется методологическая и теоретическая психолого-педагогическая подготовка исполнителей.
- Во-вторых, изучение методологии педагогики необходимо для того, чтобы понять значение теоретической подготовки для овладения педагогической деятельностью. В XIX веке выдающийся отечественный педагог К. Д. Ушинский писал: «Одна педагогическая практика без теории − то же, что знахарство в медицине».
Педагогика относится к группе практических наук, которые тесно связаны с определённой сферой практической деятельности людей. Её теоретические достижения должны трансформироваться в рекомендации по совершенствованию образовательных систем и педагогических процессов. Таким образом, педагогическая практика является как объектом изучения, так и объектом конструирования для педагогической науки (рис. 4).
В-третьих, любой педагог-практик не может не заниматься изучением хода и результатов своей педагогической деятельности, накапливая постепенно свой собственный педагогический опыт. Конечно, заниматься этим можно на эмпирическом уровне, но это малопродуктивно. Методологические знания и умения позволят сделать более эффективной, более объективной оценку результатов педагогического труда. Отличия научно-педагогического и стихийно-эмпирического познания представлены в таблице 1.
Научное исследование отличается целенаправленностью, логикой, использованием специальных способов познания – методов научного исследования, чётким, однозначным использованием понятийного аппарата. Для познания педагогической действительности, объяснения, предсказания её развития проводятся педагогические исследования. Педагогическое исследование – это процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях обучения, воспитания и образования, их структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях.
- Технология ситуационного анализа «Кейс-метод»
- Технология проблемного обучения эвристическое обучение
- Технология «Шесть шляп мышления»
- Технология создания ментальной карты
- Технология опорных конспектов В. Ф. Шаталова
- Графическое моделирование в учебном процессе
- Технология балльно-рейтинговой оценки результатов образования
- Технология педагогического сопровождения самостоятельной работы студентов
- Общеучебные умения как фактор успешности самостоятельной деятельности студентов
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу