Понятие о методологии педагогики

Определенную отрасль знаний называют наукой, если соблюдаются следующие необходимые условия:

  • четко выделен, обособлен и зафиксирован собственный предмет исследования;
  • для его изучения применяются методы исследования, позволяющие получать объективные результаты;
  • зафиксированы объективные (закономерные) связи между факторами, процессами, составляющими предмет изучения;
  • установленные законы и закономерности позволяют предвидеть (прогнозировать) будущее развитие изучаемых процессов, производить необходимые расчёты.

Методология (от греч. methodos – путь исследования или познания, теория, учение, logos – слово, понятие):

  • система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности;
  • учение о научном методе познания;
  • совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.

Методология педагогической науки – это учение о принципах, методах, формах и процессах познания и преобразования педагогической действительности.

Насколько полезна методология педагогики преподавателям высшей школы:

  • Во-первых, в организациях высшего образования ведётся научно-методическая работа, для осуществления которой требуется методологическая и теоретическая психолого-педагогическая подготовка исполнителей.
  • Во-вторых, изучение методологии педагогики необходимо для того, чтобы понять значение теоретической подготовки для овладения педагогической деятельностью. В XIX веке выдающийся отечественный педагог К. Д. Ушинский писал: «Одна педагогическая практика без теории − то же, что знахарство в медицине».

Педагогика относится к группе практических наук, которые тесно связаны с определённой сферой практической деятельности людей. Её теоретические достижения должны трансформироваться в рекомендации по совершенствованию образовательных систем и педагогических процессов. Таким образом, педагогическая практика является как объектом изучения, так и объектом конструирования для педагогической науки (рис. 4).

Понятие о методологии педагогики

В-третьих, любой педагог-практик не может не заниматься изучением хода и результатов своей педагогической деятельности, накапливая постепенно свой собственный педагогический опыт. Конечно, заниматься этим можно на эмпирическом уровне, но это малопродуктивно. Методологические знания и умения позволят сделать более эффективной, более объективной оценку результатов педагогического труда. Отличия научно-педагогического и стихийно-эмпирического познания представлены в таблице 1.

Понятие о методологии педагогики

Научное исследование отличается целенаправленностью, логикой, использованием специальных способов познания – методов научного исследования, чётким, однозначным использованием понятийного аппарата. Для познания педагогической действительности, объяснения, предсказания её развития проводятся педагогические исследования. Педагогическое исследование – это процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях обучения, воспитания и образования, их структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)