Понятие культурные индустрии

Проблема изучения формирования культурных индустрий — одна из наиболее популярных и перспективных тем культурологии.

Растущее внимание к культурным индустриям в современном обществе и их быстрое принятие в качестве общей модели для решения задач важнейших экономических, политических и социальных преобразований привели к тому, что они стали ключевым звеном в формировании государственной культурной политики и стратегического планирования регионов.

Термин «культурные индустрии» был введен в 1947 году основателями Франкфуртской школы социальной философии Теодором Адорно и Максом Хоркхаймером в работе «Диалектика Просвещения».

Первоначально он был использован для описания продуктов искусства, которые могут быть размножены конвейерным способом. Понятие было употреблено в полемической манере, чтобы описать непримиримое противоречие между культурой и экономикой.

Оно широко применялось в аргументации, направленной против ограничений современного общества, которая впоследствии была подхвачена французскими социологами.

Представители теории подвергли критике современную индустрию массовой культуры. Авторы термина считали, что культурная индустрия или «культуриндустрия» (изначально речь велась об индустрии в единственном числе, как о цельном явлении) не несет в себе ценностных ориентиров, не направлена на духовное обогащение и просвещение человека, а является, по сути, бизнесом развлечений.

Макс Хоркхаймер и Теодор Адорно изначально наделяли отрицательной коннотацией это понятие, отмечая негативное воздействие городской среды и деструктивные последствия массовизации сознания.

Понятие культурные индустрии                                                       Понятие культурные индустрии

По их мнению, городская среда формирует массы людей, оторванных от традиций своих предков, потерявших связь с малой родиной, местом, в котором формировалось их самосознание.

Продукты массовой культуры, вырабатываемые культурными индустриями, заполняя пустующие ниши досуга и быта горожан, начинают выступать в качестве заменителя родной культуры.

Эрзац-культура использует общие для разных поколений контексты, опирается на внутреннюю потребность общества, ищет актуальные для отдельных сегментов аудитории темы и смыслы.

Таким образом складываются потребительские группы, ориентированные на ту или иную продукцию масскульта.

При таком подходе культурные индустрии рассматриваются как механизм тотального контроля над человеком и обществом и выражают собой торжество технической рациональности.

Интересно
Потенциал культурной индустрии таков, что она, как считали представители Франкфуртской школы философии, обеспечивает идеологическую основу для процветания капитализма, и даже создает возможность для манипулирования общественным мнением, что неизбежно приводит к деградации социума.

Главная цель культурных индустрий — извлечение коммерческой выгоды, что достигается при снижении затрат на создание продукта в ущерб его качеству (как в форме, так и в содержании), а также при максимальном тиражировании выпуска.

При этом способности к фантазии у массового потребителя парализуются.

Посредством такого стандартизированного искусства он становится объектом манипуляции в капиталистическом обществе: «порождая ложные потребности, индустрия культуры превращает потребителя в пассивного обывателя, равнодушного даже к собственному экономическому положению, как бы тяжело оно ни было».

Индустрия культуры, считалось, насаждает примитивные, унифицированные ценности, заставляющие людей мыслить единообразно, посредством клише.

Единственный способ избежать этого массированного давления — оценивать происходящее критически, подвергать сомнению, навязываемые индустрией развлечения шаблоны, самостоятельно познавать реальность, никак не связанную с мифотворчеством современности.

Это мнение может быть обоснованным и в настоящее  время, когда массовая культура, вытесняя собой все остальные виды творчества и самовыражения, порождает искусственные и ложные потребности, приводящие человека к потере самоидентификации и деградации.

Данная проблематика становится все более актуальной в условиях глобализации, ведущей к унификации, ассимиляции культур и усиливающегося гуманитарного кризиса, наблюдаемого на их фоне в разных областях жизнедеятельности человека.

Впоследствии стараниями, как правило, экономистов сформировалось понимание, что под культурными индустриями подразумевается особый способ производства, и постепенно его стали соотносить с отдельной отраслью экономики, освободив понятие от груза негативных характеристик.

Так, утвердилось мнение, что сфера культурных индустрий может оказывать обратное, «очеловечивающее» воздействие на принципы массового производства и потребления.

Интересно
Массы становятся образованнее, повышаются их требования к качеству культурной продукции и культурных благ, что приводит к смещению классических «водоразделов» элитарного и массового, а также развитию вариативности, вплоть до индивидуализации предложения на каждый возникающий запрос.

Как раз нарастающая цифровизация становится проводником этого явления: одна из главных задач искусственного интеллекта — сформировать индивидуальный профиль каждого пользователя того или иного сервиса, исходя из его персональных данных, предпочтений и потребностей.

В настоящее время понятие «массовая культура» также приобрело нейтральное восприятие.

И в целом созидательный творческий потенциал культурного воспроизводства в современном обществе становится все более очевидным, благодаря воздействию подходов культурных индустрий на другие, высокотехнологичные и промышленные производства, а также формированию креативной экономики, производства, основанного на интеллектуальной собственности.

В этой связи позже, уже на пороге нового тысячелетия, большей частью в политических целях, понятие «культурные индустрии» было преобразовано в понятие «креативные индустрии».

В современном значении под понятием «культурные индустрии» мы понимаем коммерциализированное массовое производство культурных благ и услуг, способствующее распространению символики, выраженной как в материальной, так и духовной форме (Н. Гарнхам, Д. Тросби, Д. Хезмондалш и др.).

Данное определение в полной мере выражает деятельностный подход к пониманию явления культурных индустрий, воспринимаемых на современном этапе в качестве ведущей технологии развития городской среды.

При этом все чаще под культурными индустриями понимаются различные виды предпринимательства, результатом которого является создание продукции, имеющей как экономическую, так и культурную ценность.

Немаловажным аспектом деятельности культурных индустрий является их социальный эффект, достигаемый путем конвейерного выпуска и тиражирования продукции.

Благодаря этому свойству культурные индустрии воздействуют на общественные массы, формируют их вкусы, моду, идеалы, влияют на общественное мнение, воспитывают кумиров.

Собственно, массовая культура, появившаяся, благодаря процессам урбанизации в синтезе народной и элитарной культур, обладает консолидирующими свойствами, необходимыми обществу для единой коммуникационной взаимосвязи всех участников социума.

Сочетание культурных традиций, социальных условий и экономических интересов способствует возникновению креативных агломераций, играющих роль локомотивов в развитии городов и даже стран.

Если выделять культурные индустрии как особый вид производства, то в отличие от иных видов промышленности, они производят продукцию уникального свойства: символы, тексты и смыслы.

Творческие характеристики воспроизводства накладывают отпечаток на весь технологический процесс. Собственно, творчество сложно поддается контролю и административному воздействию, художественные потребности и коммерческие интересы часто вступают в противоречие, высокие маркетинговые риски и потребность в искусственном формировании целевой аудитории.

В современном мире культурные индустрии часто воспринимаются в качестве способа преодоления кризисных явлений в обществе, экономике, культуре.

Политику развития культурных индустрий выбирают отдельные регионы и государства, международные корпорации и всемирные организации.

В качестве междисциплинарного концепта влияние явления на формирование окружающей действительности также становится межведомственным и мультипликативным.

Культурные индустрии, как предмет научного интереса культурологии, в большей степени находятся в поле практико-ориентированного исследовательского развития знания, что, с одной стороны, осложняет изучение вследствие недостатка теоретической базы, с другой стороны способствует интенсивной интеграции наработок в социально-культурную жизнь общества.

Это объясняет популярность темы в современной науке и определяет ей важное место в условиях постиндустриального общества.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)