Политико-правовое учение Ф. Ницше

Фридрих Вильгельм Ницше (1844-1900) – немецкий философ, автор аристократической концепции государства и права.

Политико-правовое учение Ф. Ницше

Его политикоправовые взгляды содержаться в таких работах, как «Греческое государство» (1871), «Воля к власти» (1889-1901), «Так говорил Заратустра» (1883­-1884), «По ту сторону добра и зла» (1886), «Происхождение морали» (1887) и др.

Работы Ницше при его жизни не получили широкой известности. Однако сам автор стал пророком их будущего признания: «Только послезавтрашний день принадлежит мне. Некоторые рождаются посмертно».

Центральной категорией учения Ф. Ницше является воля к власти. Через волю к власти философ рассматривает и человека, и государство, и право. Все человечество движимо волей к власти. Так, человек, согласно Ницше, есть «высокомерное насекомое», в котором наиболее ярко проявляется «воля к власти».

Такие категории, как мораль, свобода, право, являются проявлением «воли к власти». Неравенство людей также объясняется неодинаковым количеством «воли к власти». У одних она более развита (аристократия), у других менее. Поэтому первые призваны управлять, а вторые могут только подчиняться.

Идеи преимущества аристократии, правомерности привилегий – вот что проповедует Ницше. К идеям равенства он относился крайне негативно.

Исходя из неравенства людей, Ф. Ницше признает только теорию насилия в вопросе происхождения государства: люди «высшей расы» подчиняют людей «низшей расы».

Интересно
Ф. Ницше различает два основных типа государства – аристократические и демократические. Первые он называет теплицами для высокой культуры и сильной породы людей. Демократия же есть «историческая форма падения государства», поскольку толпа не способна ни руководить, ни создавать высокую культуру.

Ф. Ницше не признавал идеи народного суверенитета и считал их угрозой государства. Лучшим государством Ницше назвал Римскую империю, а высокой культурой – античную. Современная Ф. Ницше культура – больна, этому способствует политическая нестабильность и то, что государство находится в руках худших, плебейского большинства. Поэтому будущее общество Ф. Ницше предлагал создать на основе кастового строя: гении (правители), исполнители гениев (воины, стражи правопорядка), прочая масса людей. Во главе такого общества должен стать сверхчеловек.

Сверхчеловек Ф. Ницше – это результат культурнодуховного совершенствования человека, тип, превосходящий современного ему человека по своим интеллектуально-моральным качествам, это лучшее создание человека. Это не конкретный человек, возвышающийся над массой людей. Сверхчеловек – это нравственный образ, означающий высшую степень духовного расцвета человечества.

Право, по Ф. Ницше, есть нечто вторичное, производное от воли к власти, ее рефлекс. Неравенство является необходимым условием для существования права. Право – это результат войны и победы, преимущество сильных над слабыми.

Учение Фридриха Ницше о государстве и праве получило неоднозначную оценку в истории политико-правовой мысли. Некоторые мыслители обвинили Ницше в том, что его учение стало базисом для национал-социализма. Однако после Второй мировой войны учение философа подверглось переоценке, и схожесть его идей с национал-социализмом была опровергнута.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)