Политико-правовое учение Ф. Ницше
Фридрих Вильгельм Ницше (1844-1900) – немецкий философ, автор аристократической концепции государства и права.
Его политикоправовые взгляды содержаться в таких работах, как «Греческое государство» (1871), «Воля к власти» (1889-1901), «Так говорил Заратустра» (1883-1884), «По ту сторону добра и зла» (1886), «Происхождение морали» (1887) и др.
Центральной категорией учения Ф. Ницше является воля к власти. Через волю к власти философ рассматривает и человека, и государство, и право. Все человечество движимо волей к власти. Так, человек, согласно Ницше, есть «высокомерное насекомое», в котором наиболее ярко проявляется «воля к власти».
Такие категории, как мораль, свобода, право, являются проявлением «воли к власти». Неравенство людей также объясняется неодинаковым количеством «воли к власти». У одних она более развита (аристократия), у других менее. Поэтому первые призваны управлять, а вторые могут только подчиняться.
Исходя из неравенства людей, Ф. Ницше признает только теорию насилия в вопросе происхождения государства: люди «высшей расы» подчиняют людей «низшей расы».
Ф. Ницше не признавал идеи народного суверенитета и считал их угрозой государства. Лучшим государством Ницше назвал Римскую империю, а высокой культурой – античную. Современная Ф. Ницше культура – больна, этому способствует политическая нестабильность и то, что государство находится в руках худших, плебейского большинства. Поэтому будущее общество Ф. Ницше предлагал создать на основе кастового строя: гении (правители), исполнители гениев (воины, стражи правопорядка), прочая масса людей. Во главе такого общества должен стать сверхчеловек.
Сверхчеловек Ф. Ницше – это результат культурнодуховного совершенствования человека, тип, превосходящий современного ему человека по своим интеллектуально-моральным качествам, это лучшее создание человека. Это не конкретный человек, возвышающийся над массой людей. Сверхчеловек – это нравственный образ, означающий высшую степень духовного расцвета человечества.Право, по Ф. Ницше, есть нечто вторичное, производное от воли к власти, ее рефлекс. Неравенство является необходимым условием для существования права. Право – это результат войны и победы, преимущество сильных над слабыми.
Учение Фридриха Ницше о государстве и праве получило неоднозначную оценку в истории политико-правовой мысли. Некоторые мыслители обвинили Ницше в том, что его учение стало базисом для национал-социализма. Однако после Второй мировой войны учение философа подверглось переоценке, и схожесть его идей с национал-социализмом была опровергнута.
- Политико-правовые взгляды Ф. фон Хайека
- Теория конвергенции
- Технократические концепции государства
- Взаимосвязь психологических процессов и фашизма в трудах Э. Фромма
- Концепция открытых и закрытых обществ К. Поппера
- Теория плюралистической демократии Г. Ласки, М. Ориу
- Концепция государства всеобщего благоденствия К. Мюрдаля
- Реалистическая теория права в США
- Социологическая юриспруденция Р. Паунда
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу