Политико-правовое учение Цицерона

Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.) – римский юрист, государственный деятель и мыслитель. Вопросам государства и права посвящены его работы «О государстве» и «О законах».

Политико-правовое учение Цицерона

Государство Цицерон определяет как «достояние народа». При этом под народом он понимает «не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов».

И первой причиной такого соединения людей он называет врожденную потребность жить вместе.

Интересно
В зависимости от количества правящих Цицерон выделил три формы правления: царская власть, власть оптиматов (аристократия), власть народа (демократия). Когда верховная власть принадлежит одному, то это царская власть.

Если власть находится в руках выборных лиц, то это власть оптиматов, а если в руках народа – народная. Однако у каждого типа правления есть пороки. Поэтому лучшим типом правления является смешанный тип, соединяющий в себе черты монархии, аристократии и демократии. Примером такого государства является Рим, в котором функционировали сенат, магистраты, народные собрания.

Основой права являются божественные дары – разум и справедливость. Разум есть истинный закон. Истинный закон есть «заложенный в природе высший разум, велящий нам совершать то, что следует совершать, и запрещающий противоположное».

Цицерон отмечает, видимо, имея в виду естественный закон, что последний «не был придуман человеком и не представляет собой какого-то постановления народов, но он – нечто извечное, правящее всем миром благодаря мудрости своих повелений и запретов».

Содержанием естественного закона является справедливость, состоящая в том, что она «воздает каждому свое и сохраняет равенство между ними». Справедливость требует не вредить и не нарушать чужую собственность. Государство призвано охранять собственность народа и каждого гражданина.

Интересно
Цицерон выработал критерии соотношения естественного и позитивного права. Естественное право возникло раньше, чем писаный закон. С естественным правом следует соизмерять человеческие установления, дабы они соответствовали справедливости.

А в обществе можно достичь состояния справедливости только, если все будут действовать в соответствии с предписаниями законов. В свою очередь, Цицерон подчеркивал, что «смысл закона именно в том, что он принят и установлен для всех».

Цицерон также различал частное и публичное право. Он призывал к  соблюдению международных договоров и обязательств как важному принципу международного права, различал справедливые и несправедливые войны. Призывал к гуманному обращению с пленными и побежденными. Принципами международного права Цицерон оправдывал рабство, утверждая, что рабами становятся побежденные в ходе войны, которым оставлена жизнь.

Взгляды Цицерона на государство как дело и достояние народа, формы правления, естественное право, справедливость и др. оставили глубокий след в мировой политико-правовой мысли. В последующем к ним не раз будут обращаться мыслители эпохи Возрождения и Просвещения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)