Политико-правовые взгляды Ф. фон Хайека

В защиту свободной от государственного вмешательства экономики выступил австрийский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике (1974) Фридрих Август фон Хайек (1899-1992).

Политико-правовой тематике посвящены его работы «Дорога к рабству» (1944), «Конституция свободы» (1960), а также трилогия «Право, законодательство и свобода» (1973-1979).

Учитывая то, что творческое наследие Ф. Хайека длительное время пребывало в забвении, до сих пор нет единого мнения относительно его принадлежности к определенному направлению политической мысли. Одни считают, что он является неоконсерватором, другие же относят его к либералам.

Ф. Хайек отстаивал идею экономики, свободной от вмешательства государства. Частному предпринимательству и частной собственности должна быть обеспечена полная свобода. Государство же выполняет функцию арбитра между хозяйствующими субъектами.

В своей книге «Дорога к рабству» Ф. Хайек утверждает, что все социалистические учения являются авторитарными течениями.

В этой связи он ставит на одну ступень фашизм, националсоциализм и коммунизм. В основе социалистических учений лежит государственное планирование, а именно оно приводит к диктатуре и общество лишается свободы.

Планирование и свобода несовместимы. Однако именно обещание свободы стало одним из сильнейших орудий социалистов: «Обещание свободы стало, несомненно, одним из сильнейших орудий социалистической пропаганды, посеявшей в людях уверенность, что социализм принесет освобождение. Тем более жестокой будет трагедия, если окажется, что обещанный нам Путь к Свободе есть в действительности Столбовая Дорога к Рабству.

Именно обещание свободы не дает увидеть непримиримого противоречия между фундаментальными принципами социализма и либерализма. Именно оно заставляет все большее число либералов переходить на стезю социализма и нередко позволяет социалистам присваивать себе само название старой партии свободы.

В результате большая часть интеллигенции приняла социализм, так как увидела в нем продолжение либеральной традиции. Сама мысль о том, что социализм ведет к несвободе, кажется им поэтому абсурдной».

Сравнивая демократию и социализм, Ф. Хайек приводит слова А. де Токвиля: «Демократия и социализм не имеют между собой ничего общего, кроме одного слова: равенство. Но посмотрите, какая разница: если демократия стремится к равенству в свободе, то социализм – к равенству в рабстве и принуждении».

Демократия вступает в конфликт с планированием, т. к. она препятствует ограничению свободы, и тем самым становится главным камнем преткновения на пути развития плановой экономики.

Ф. Хайек рассматривает понятие «социализм» с точки зрения целей-идеалов и методов, которыми они достигаются. Так, конечными целями социализма являются социальная справедливость, равенство, социальная защищенность.

Однако достичь этих целей социализм предполагает с помощью упразднения частного предпринимательства, отмены частной собственности на средства производства и создания системы «плановой экономики», где вместо предпринимателя, работающего для получения прибыли, будут созданы централизованные планирующие органы. Именно методы социализма приводят к ограничению свободы и установлению тоталитарных режимов.

Интересно
Ученый-экономист выдвинул идею «стихийного порядка», который возникает благодаря тому, что его элементы подчиняются определенным правилам поведения. Но делается это не по заранее намеченному плану, а стихийно. Только при стихийном порядке возможно использовать рассеянное знание всех его членов. Вмешательство же в стихийный порядок приводит к его разрушению.

По утверждению Ф. Хайека, стихийный порядок возникает в результате того, что каждый элемент осуществляет уравновешивание действующих на него сил и согласовывает друг с другом все свои действия; однако если некоторые действия станут направляться другой силой, которая стремится к иным целям и учитывает иные знания, этот баланс неизбежно будет разрушен. Функции судьи также ограничены стихийным порядком.

Ф. Хайек отмечал, что судья служит или пытается поддерживать и улучшать существующий, никем не созданный порядок, который сформировался сам, независимо, а зачастую и против воли власти, который выходит за пределы какой-либо сознательной организации и опирается не на подчинение индивидуумов чьей-либо воле, а на то, что их ожидания взаимно адаптируются.

«Усилия судьи составляют часть того процесса адаптации общества к обстоятельствам, посредством которого развивается стихийный порядок. Судья содействует процессу отбора тем, что поддерживает те правила, которые, подобно хорошо работавшим в прошлом, повышают вероятность согласования ожиданий, а не их столкновения. Таким образом, он становится органом этого порядка.

Но даже когда в ходе выполнения своей функции судья создает новые правила, он является не творцом нового порядка, а служителем, стремящимся поддержать существующий порядок и улучшить его функционирование.И итог его усилий является характерным примером тех «результатов человеческих действий, но не человеческого замысла», в которых опыт, приобретенный экспериментами многих поколений, воплощает больше знаний, чем кто-либо когда-либо имел».

Идеи Ф. Хайека стали популярны с 70-х гг. ХХ в., и некоторые из них получили практическое воплощение в политике М. Тэтчер и Р. Рейгана, когда они отказались от экономической доктрины кейнсианства в пользу неолиберализма.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)