Политико-правовое учение Дж. Локка

В 1688 году в Англии произошел государственный переворот, получивший название в истории «Славная революция». В результате престол занял Вильгельм Оранский, а в Англии была установлена конституционная монархия. В 1689 г. был принят «Билль о правах», закреплявший государственно-правовые гарантии законности и правопорядка.

Идеологом «Славной революции» стал английский философ Джон Локк (1632-1704). Свои политико-правовые воззрения он изложил в произведении «Два трактата о государственном правлении» (1690).

Дж. Локк развил идеи естественного права, общественного договора, народного суверенитета, неотчуждаемых свобод личности до целостного политико-правового учения – доктрины раннебуржуазного либерализма.

Интересно
Дж. Локк как представитель школы естественного права исходил из «естественного состояния», в котором люди пребывали в догосударственный период. У Локка естественное состояние – это «состояние полной свободы в отношении действий и распоряжения своим имуществом и личностью», «состояние равенства, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого», нет «войны всех против всех».

К числу естественных прав Дж. Локк относил свободу, равенство и частную собственность. Свой труд «Два трактата о государственном правлении» он начинает словами:

«Рабство является столь отвратительным и жалким состоянием человека и столь противно великодушному нраву и мужеству нашего народа, с которым оно просто никак не совместимо, что почти невозможно себе представить англичанина, и тем более джентльмена, выступившего в его защиту».

Он учит, что собственность возникает до государства и существует независимо от него как некоторое естественное право индивида.

Свобода людей и их собственность, заявляет он, не обеспечены в естественном состоянии, и люди неизбежно приходят к необходимости отказаться частично от своей прирожденной свободы и учредить государство. Главной целью объединения людей в государства и передачи ими себя под власть правительства является сохранение их собственности, а также обеспечение мира, безопасности и общественного блага народа.

Заключая договор об образовании государства, люди обязуются подчиняться решениям большинства и отказываются при этом от своих естественных прав лишь настолько, насколько это нужно для охраны их личности и имущества.

Управлять в государстве следует «согласно установленным постоянным законам, провозглашенным народом и известным ему, а не путем импровизированных указов». Титул закона имеет лишь тот акт, который указывает разумному существу поведение, соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу. Закону присущи такие признаки, как стабильность и долговременность действия.

Законы тогда способствуют достижению «главной и великой цели» государства, когда их все знают и все выполняют. В государстве абсолютно никто, никакой орган не может быть изъят из подчинения его законам. «Там, где нет  законов, там нет и свободы», – считал Локк. Такая позиция Дж. Локка определенно предвосхищала идею «правового государства».

Интересно
В государстве нужно различать три власти – законодательную, исполнительную и федеративную. Законодательная власть осуществляет право издавать законы, исполнительная проводит законы в жизнь, а федеративная занимается вопросами внешней политики (представительство страны во взаимоотношениях с другими государствами, вопросы войны и мира и т. д.).

При этом, согласно Дж. Локку, исполнительную и федеративную власти не следует разделять и передавать различным органам, иначе это может привести к беспорядкам и гибели.

Власти у Дж. Локка неравноправны. Верховной властью является законодательная. Но она не абсолютна. Иные власти должны подчиняться ей. В интересах безопасности народа Локк наделяет власть исполнительную правом созывать и распускать законодательный орган, однако это не делает ее выше законодательной.

В зависимости от того, у кого находится верховная (т. е. законодательная) власть, Дж. Локк различал демократию, олигархию, монархию (которая разделяется на наследственную и выборную), а также смешанную форму правления. Сам Дж. Локк склоняется к той форме правления, которая традиционно существовала в Англии: король, палата лордов и палата общин.

Дж. Локк считал сопротивление властям правомерным, если это необходимо для того, чтобы вернуть государство на путь свободы, закона, движения к общему благу. Тем самым Локк как бы реабилитировал уже произведенную государственным переворотом 1688 г. смену формы правления и прямо предостерегал королевскую власть на будущее от посягательств на завоевания английской революции.

Собственность у Дж. Локка понимается в двух значениях. Во-первых, как материальная вещь. Во-вторых, как право на собственную личность (индивидуальность), на свои действия, на свой труд и его результаты; жизнь, свободу и владения. Локк изложил трудовую теорию собственности.

Каждый человек с момента рождения наделен правом на собственную личность и результаты своего труда; прикладывая труд к земле, человек делает собственностью его результат. Согласно Дж. Локку, собственность как естественное право возникает еще в догосударственном обществе, и индивидуальное присвоение не требует какого-либо согласия людей, имеющих общее право на предметы природы.

Единственным основанием индивидуального присвоения является труд. Своим трудом человек присоединяет к предмету нечто принадлежащее лично ему и тем самым делает его своей собственностью.

Учение Джона Локка оказало большое влияние на последующее развитие политико-правовой мысли. Теория естественных неотчуждаемых прав человека была положена в основу французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., а теория разделения властей – в основу доктрины буржуазного конституционализма.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)