Концепция государства всеобщего благоденствия К. Мюрдаля

Идеи государства благоденствия зародились в Германии в конце XIX века вместе с развитием социального законодательства в Европе. Впервые в европейской конституции социальные права граждан (права на объединение в профсоюзы, защиту от безработицы, охрану здоровья) были закреплены в Веймарской конституции 1919 г.

Развитие социальной политики европейских стран было прервано экономическим кризисом 30-х гг. Особое развитие идеи государства благоденствия получили после Второй мировой войны, когда внимание стало уделяться программам достижения высокого жизненного уровня населения, системам образования, здравоохранения, поддержки малообеспеченных слоев населения.

В последующем эти программы дополнялись вопросами, связанными с демографической политикой, охраной окружающей среды, развитием культуры и др. В официальных документах понятие «всеобщего благоденствия» было заменено понятием социального государства. Впервые оно было закреплено в Конституции ФРГ 1949 г.

Интересно
Концепция государства всеобщего благоденствия явилась антиподом концепций «государство – ночной сторож», «минимальное государство», согласно которым государство должно обладать минимальным набором функций по регулированию общественных отношений.

Суть же теории государства всеобщего благоденствия заключалась в том, что, во-первых, государство наделяется функциями по регулированию экономической, социальной, культурной и других сфер с целью обеспечения высокого уровня жизни граждан, а во-вторых, государство является надклассовым и обеспечивает интересы всех слоев населения.

Одним из идеологов теории государства всеобщего благоденствия был Карл Гуннар Мюрдаль (1898-1987) – шведский экономист, юрист, профессор Стокгольмского университета, эксперт ООН, лауреат Нобелевской премии по экономике (1974).

Концепция государства всеобщего благоденствия К. Мюрдаля

Принимал участие в исследовании группой экспертов положения негров, результатом которого стала монография «Американская дилемма: негритянская проблема и современная демократия» (1944). Свои взгляды на государство изложил в книге «За пределы государства благоденствия» (1960).

К. Мюрдаль считал, что индустриальные страны Запада уже достигли всеобщего благоденствия. И другие страны также встанут на этот путь развития.

Согласно его теории общественного благоденствия, в государстве должна проводиться мирно и без революции политика, направленная на достижение экономики, соответствующей интересам большинства граждан.

Ученый выделил общие признаки государства всеобщего благоденствия:

  • смешанная экономика, в которой сочетаются рыночные отношения с государственным планированием. Последнее необходимо для поддержания равновесия и стабильного роста экономики;
  • децентрализация государства, т. е. делегирование ряда функций органам местного самоуправления и объединениям граждан. Это стало возможным благодаря демократизации политической жизни: провозглашению всеобщего избирательного права и росту общественного благосостояния;
  • расширяющийся народный контроль, тенденция к демократизации политической жизни Государство всеобщего благоденствия К. Мюрдаль видел как государство, в котором царит гармония и отсутствуют какиелибо идеологические разногласия.

После экономического кризиса 70-х гг. теория государства благоденствия утратила целостный характер, но появились теории, развивающие отдельные стороны благоденствия (теория справедливости Дж. Роулса, прав граждан на равную долю социального благоденствия Р. Дворкина и др.).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)