Концепция открытых и закрытых обществ К. Поппера
Карл Раймунд Поппер (1902-1994) – австрийский философ, социолог, преподаватель Лондонской школы экономики.
Благодаря его работе «Открытое общество и его враги» (1938-1943) концепция «открытого общества» получила всемирную известность. Однако впервые термины «открытое общество» и «закрытое общество» были введены в научный оборот Анри Бергсоном (1859-1941) в начале 1930-х годов в «Двух источниках морали и религии» (1932), которого К. Поппер считал своим учителем.
Как писал сам К. Поппер в предисловии к русскому изданию, он постарался защитить скромную форму демократического общества, в котором рядовые граждане могут мирно жить, в котором высоко ценится свобода и в котором можно мыслить и действовать ответственно.
К. Поппер выступает против «закрытого общества» через критический анализ идей Платона, Г. Гегеля, К. Маркса, определяя их тоталитаристский характер.
В творческом наследии Платона ученый видел истоки тоталитаризма в следующем:
- строгое разделение на классы;
- отождествление судьбы государства с судьбой правящего класса, коллективизация, обобществление их интересов;
- правящий класс обладает монополией в военной и образовательной сферах, но совершенно устранен из экономической деятельности и не должен зарабатывать деньги;
- вся интеллектуальная деятельность правящего класса должна подвергаться цензуре;
- государство должно быть самодостаточным.
Среди идей Г. Гегеля, к которым восходит современный тоталитаризм, К. Поппер выделил:
- национализм в форме историцистской идеи, согласно которой государство представляет собой воплощение духа самозарождающейся нации (или расы): одна избранная нация (ныне — избранная раса) обречена на мировое господство;
- государство как естественный враг всех иных государств должно утверждать свое существование путем войны;
- государство свободно от любого рода моральных обязательств; история, т. е. исторический успех, является единственным судьей в общественном развитии; коллективная полезность — это единственный принцип личного поведения; пропагандистская ложь вполне допустима;
- «этическая» идея войны, особенно молодых наций против старых; война, судьба и слава как наиболее желательные блага;
- творческая роль великого человека, всемирноисторической личности, человека глубинного знания и великой страсти (ныне — принцип лидерства);
- идеал героической жизни («живи, рискуя») и «героического человека» в противоположность мелкому буржуа и исповедуемой им жизни мелкой посредственности.
Что же касается марксизма, то К. Поппер называет его «совершенно ложной и весьма претенциозной теорией», «умственной конструкцией, которая никогда не существовала, то есть заблуждением», обвиняет в обмане, жесткой власти, насилии, указывает на то, что «пророчество Маркса и нарисованная им историческая картина» невозможны. Вывод, который делает К. Поппер: «нельзя позволить подобным идеологиям вновь овладеть нашими умами».
Однако современные ему тоталитарные государства он не подвергает анализу.
Итак, «закрытым обществом» К. Поппер называет магическое, племенное, коллективистское общество. В таком обществе естественным являются рабство, табу, касты и классовое правление. Главной причиной краха западного «закрытого общества» является развитие морского сообщения и торговли.
Оно характеризуется политическим плюрализмом, гибкой политической системой, развитыми социальными структурами, господством идей свободы и равенства, в конце концов, гражданским обществом и правовым государством. К. Поппер отмечает, что главная идея открытого общества есть идея власти закона.
К. Поппер показывает, что западная цивилизация, которая началась с греков, находится в состоянии перехода от закрытого общества с его подчиненностью магическим силам к открытому обществу, освобождающему критические способности человека.
И этот переход он назвал «величайшей революцией»: «…когда мы говорим, что наша западная цивилизация началась с греков, мы должны осознавать, что же это означает. В действительности это означает следующее: греки начали величайшую революцию, которая, по-видимому, все еще находится в своей начальной стадии, а именно – в стадии перехода от закрытого общества к открытому».Мыслитель вводит еще одно понятие – абстрактное или безличное общество. Это общество, в котором люди практически никогда не встречаются лицом к лицу, общаются с помощью писем или телеграмм, и все дела решаются индивидуумами в полной изоляции. Ученый отмечает, что современное общество во многом напоминает такое абстрактное общество.
К. Поппер предложил свое видение того, что нужно делать, чтобы сохранить мир: избегать поляризации левых и правых сил; укреплять свободу и осознание вытекающей из нее ответственности; сотрудничать в поддержании мира и тщательно следить за нераспространением ядерного и термоядерного оружия; бороться с бедностью; бороться с демографическим взрывом; обучать ненасилию.В целом работа К. Поппера «Открытое общество и его враги» внесла весомый вклад в борьбу против тоталитарных режимов и была одной из самых обсуждаемых в ХХ веке.
- Политико-правовые взгляды Ф. фон Хайека
- Теория конвергенции
- Технократические концепции государства
- Взаимосвязь психологических процессов и фашизма в трудах Э. Фромма
- Теория плюралистической демократии Г. Ласки, М. Ориу
- Концепция государства всеобщего благоденствия К. Мюрдаля
- Реалистическая теория права в США
- Социологическая юриспруденция Р. Паунда
- Чистое учение о праве Г. Кельзена
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу