Показатели эффективности процесса адаптации

С точки зрения управления в целом организацией необходимо постоянно контролировать и оценивать выполнение трудовых функций, в том числе адаптацию персонала.

Оценивать эффективность реализации функции – адаптации можно по показателям, которые делятся на два типа:

  1. Объективные.
  2. Субъективные.

Объективные показатели связаны с трудовой деятельностью новичка, т. е. ее эффективностью, а также с активностью участия новых работников в ее различных сферах, т. е. отражающие уровень и стабильность труда.

Примером объективных показателей эффективности выполнения работников функции – адаптация являются:

  • сокращение времени адаптационного периода новичка в организации;
  • снижение числа уволившихся работников в период прохождения испытательного срока;
  • уменьшение затрат (материальных, временных, психологических), связанных с поиском новых работников;
  • сокращение времени на выполнение трудовых функций;
  • отсутствие или снижение претензий по качеству, срокам выполнения трудовых функций;
  • снижение утомляемости, нервной нагрузки;
  • систематическое и качественное выполнение определенных задач, норм, требований;
  • соответствие поведения нового работника нормам, сложившимся в коллективе.

Субъективные показатели – это показатели, отражающие уровень удовлетворенности новым работником выполнения своих трудовых функций, в частности, всей трудовой деятельностью в организации в целом. Эти показатели связаны с видами производственной адаптации.

Специалисты к таким показателям относят:

  • улучшение организационного климата в коллективе;
  • формирование лояльности у работника по отношению к организации и выполнению своих трудовых функций;
  • оценку работником своего отношения к профессии и квалификации;
  • уровень удовлетворенности своей профессией;
  • отношение с коллективом сотрудников, с руководством;
  • ощущение своего самочувствия, условий и тяжести труда;
  • понимание роли индивидуальных задач в решении общих задач организации.

Для более обоснованного принятия управленческого решения целесообразно регулярно проводить сбор, обработку и анализ информации о перечисленных выше показателях, а по отношению к новым сотрудникам такая процедура должна иметь более высокую периодичность в пределах срока адаптации.

Полученная информация позволяет не только оценить насколько эффективно реализуется функция – адаптация, но и определить ее успешность. Она может проявляться в различных аспектах. Приведем несколько примеров.

Работник, пройдя успешно адаптационный период, демонстрирует правильное рабочее поведение, отвечающее требованиям организации. У него снижается, или отсутствует чувство напряженности и неуверенности при общении с руководством и коллегами, при выполнении трудовых функций. Тем самым работник приобретает высокий социальный статус в организационной среде, а также возрастает степень удовлетворенности работой, лояльности к организации и появляется стремление к постоянному совершенствованию.

К показателям низкой адаптации можно отнести:

  1. Текучесть кадров или миграцию.
  2. Асоциальное поведение, т. е. работник, испытывающий трудности при адаптации в организации, а значит – в трудовой деятельности в целом, находит различные способы избавиться от стресса – пьянство, наркомания и прочее.

Как правило, новый работник сталкивается с большим числом трудностей, в основном касающихся отсутствия информации. По-этому специально организованная процедура введения нового работника в организацию сведет к минимуму эти трудности.

Очень часто при приеме на работу нового работника работодатель оговаривает условия, которые предусматривают «испытательный срок», а также психологическую и профессиональную адаптацию

На протяжении одного, трех или шести месяцев, с одной стороны, работодатель наблюдает, оценивает нового работника а, с другой стороны, новый работник включается или нет в систему профессиональных и социально-психологических отношений внутри организации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)