Управление коммуникациями организации
Для того чтобы избежать коммуникационного хаоса и, как следствие, глубокого кризиса, необходимо уметь управлять коммуникациями в организации.
Управление коммуникациями осуществляется на стыке трех областей:
- Люди: мотивация, коммуникативные компетенции, ценности, модели поведения.
- Процессы: структура, направленность, периодичность, участники коммуникаций.
- Технологии: информационные технологии, поддерживающие коммуникации, а также методы эффективного взаимодействия, обмена информацией, принятие решений.
Если уделять должное внимание каждой из этих областей, то организация создаст качественное коммуникативное пространство. Управление коммуникациями в организации — это формирование и упорядочение потоков циркулирующей в ней информации.
При этом оно должно проводиться системно, т. е. должна быть продумана и реализована система управления коммуникациями, включающая в себя следующие цели:
- оказание влияния на поведение персонала, реализующего цели организации;
- осуществление информационной поддержки процессов принятия управленческих решений и управления персоналом в организации;
- выявление коммуникационных барьеров и устранение их;
- формирование корпоративной культуры;
- создание сплоченного коллектива и эффективной мотивации сотрудников организации.
Одной из целей управления коммуникациями является выявление коммуникационных барьеров. На практике видно, что в любой организации существует ограниченное количество проблем или коммуникационных барьеров, которые могут снижать эффективность коммуникации на уровне отдельного сотрудника. Основные барьеры предложены в таблице. Коммуникационные барьеры необходимо преодолевать, иначе это пагубно отразится на деятельности организации.
Специалисты разработали следующие направления деятельности, позволяющие преодолевать коммуникационные барьеры и повышать эффективность коммуникации на уровне сотрудников организации:
- Развитие коммуникационных навыков сотрудников организации (активное слушание, предоставление обратной связи).
- Развитие у сотрудников технических навыков коммуникации: владение электронной почтой, умение пользоваться факсом, писать меморандумы.
- Создание управленческой системы и формирование культуры, поощряющей открытую коммуникацию в организации.
Помимо «ящиков для предложений» и систем типа «диалог», современные организации используют такие методы поощрения информационного обмена, как корпоративные «горячие линии», дающие каждому сотруднику возможность высказать свои мысли или задать вопросы в любое время, совместные завтраки или обеды с участием сотрудников различных отделов и уровней, совместные поездки на экскурсии, пикники.
В настоящее время наиболее существенными коммуникационными барьерами на организационном уровне считаются организационная структура, информационная перегруженность, фильтрация и неадекватное техническое оснащение.
Ф. И. Шарков считает, что эффективность коммуникации — это отношение результата, полученного от организации коммуникативной деятельности, к затратам на его получение. Ученые по-разному предлагают различные взгляды на эффект коммуникации.
В. Б. Кашкин к эффекту коммуникации относит изменение:
- в знаниях получателя информации;
- установок (относительно устойчивых представлений индивида);
- поведения получателя информации.
М. А. Василик к эффекту коммуникации относит:
- утилитарный;
- эмоциональный;
- удовлетворение познавательного интереса;
- усиление позиции индивида, эстетический эффект.
В настоящее время именно коммуникации являются тем средством управления работниками, который является наиболее эффективным и менее затратным, но, к сожалению, не всегда правильно применяемым руководителем.
- Роль коммуникации в управлении
- Морально-психологический климат как один из показателей эффективности
- Сущность и задачи системы вознаграждения персонала
- Характеристика системы подготовки кадрового резерва
- Способы оценки эффективности профессионального обучения
- Сущность профессионального развития
- Особенности оценки эффективности работы государственных служащих
- Показатели эффективности процесса адаптации
- Управление адаптацией персонала и оценка ее эффективности
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу