Управление коммуникациями организации

Для того чтобы избежать коммуникационного хаоса и, как следствие, глубокого кризиса, необходимо уметь управлять коммуникациями в организации.

Управление коммуникациями осуществляется на стыке трех областей:

  1. Люди: мотивация, коммуникативные компетенции, ценности, модели поведения.
  2. Процессы: структура, направленность, периодичность, участники коммуникаций.
  3. Технологии: информационные технологии, поддерживающие коммуникации, а также методы эффективного взаимодействия, обмена информацией, принятие решений.

Если уделять должное внимание каждой из этих областей, то организация создаст качественное коммуникативное пространство. Управление коммуникациями в организации — это формирование и упорядочение потоков циркулирующей в ней информации.

При этом оно должно проводиться системно, т. е. должна быть продумана и реализована система управления коммуникациями, включающая в себя следующие цели:

  • оказание влияния на поведение персонала, реализующего цели организации;
  • осуществление информационной поддержки процессов принятия управленческих решений и управления персоналом в организации;
  • выявление коммуникационных барьеров и устранение их;
  • формирование корпоративной культуры;
  • создание сплоченного коллектива и эффективной мотивации сотрудников организации.

Одной из целей управления коммуникациями является выявление коммуникационных барьеров. На практике видно, что в любой организации существует ограниченное количество проблем или коммуникационных барьеров, которые могут снижать эффективность коммуникации на уровне отдельного сотрудника. Основные барьеры предложены в таблице. Коммуникационные барьеры необходимо преодолевать, иначе это пагубно отразится на деятельности организации.

Специалисты разработали следующие направления деятельности, позволяющие преодолевать коммуникационные барьеры и повышать эффективность коммуникации на уровне сотрудников организации:

  1. Развитие коммуникационных навыков сотрудников организации (активное слушание, предоставление обратной связи).
  2. Развитие у сотрудников технических навыков коммуникации: владение электронной почтой, умение пользоваться факсом, писать меморандумы.
  3. Создание управленческой системы и формирование культуры, поощряющей открытую коммуникацию в организации.

Помимо «ящиков для предложений» и систем типа «диалог», современные организации используют такие методы поощрения информационного обмена, как корпоративные «горячие линии», дающие каждому сотруднику возможность высказать свои мысли или задать вопросы в любое время, совместные завтраки или обеды с участием сотрудников различных отделов и уровней, совместные поездки на экскурсии, пикники.

Управление коммуникациями организации

В настоящее время наиболее существенными коммуникационными барьерами на организационном уровне считаются организационная структура, информационная перегруженность, фильтрация и неадекватное техническое оснащение.

Значение коммуникаций возрастает в связи с быстрым изменением внешней среды, развитием информационных технологий. Поэтому эффективные коммуникации в современных условиях являются одним из способов повышения конкурентоспособности организации на рынке. В связи с этим оценка эффективности коммуникаций является важным условием управления коммуникациями в организации.

Ф. И. Шарков считает, что эффективность коммуникации — это отношение результата, полученного от организации коммуникативной деятельности, к затратам на его получение. Ученые по-разному предлагают различные взгляды на эффект коммуникации.

В. Б. Кашкин к эффекту коммуникации относит изменение:

  • в знаниях получателя информации;
  • установок (относительно устойчивых представлений индивида);
  • поведения получателя информации.

М. А. Василик к эффекту коммуникации относит:

  • утилитарный;
  • эмоциональный;
  • удовлетворение познавательного интереса;
  • усиление позиции индивида, эстетический эффект.

В настоящее время именно коммуникации являются тем средством управления работниками, который является наиболее эффективным и менее затратным, но, к сожалению, не всегда правильно применяемым руководителем.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)