Сущность и задачи системы вознаграждения персонала

Высокой результативности труда работников можно добиться двумя способами. Первый способ связан с подбором персонала с соответствующей внутренней мотивацией, для которого важное значение имеет свое внутреннее удовлетворение достигаемыми результатами. Такие работники, как правило, высокоорганизованы, целеустремлены, добросовестны. К сожалению, этот вариант длителен, сложен, менее реален, поскольку очень трудно на этапе отбора найти таких работников; но, конечно, более эффективен.

Второй путь связан с внешней мотивацией, при которой происходит удовлетворение желаний и потребностей человека через систему его стимулирования. Этот путь более реален и успешно применяется на практике.

Слово «стимул» раньше обозначало острый наконечник на шесте, которым погоняли (т. е. управляли) буйволов или быков. В настоящее время стимул – это побуждение к действию или причина поведения человека.

Специалисты выделили следующие формы стимулов:

  • принуждение;
  • материальное поощрение;
  • моральное поощрение;
  • самоутверждение.

Стимулирование предполагает наличие у органов управления благ, способных удовлетворить значимые потребности работника и использовать их в качестве вознаграждения за успешную реализацию трудовых функций.

Работодатели по-разному относятся к системе вознаграждения. Но они должны понимать, что без него невозможно представить эффективную систему управления персоналом, а значит, деятельность организации в целом.

Вознаграждение за работу играет исключительно важную роль в привлечении, мотивировании и сохранении в компании высокопроизводительной рабочей силы. Основное назначение системы вознаграждения заключается в стимулировании поведения работников организации таким образом, чтобы соединялись материальные и нематериальные интересы сотрудников с целями организации.

В настоящее время практически каждая организация может разработать и использовать собственную систему вознаграждений, отражающую цели, управленческую философию руководителей, традиции, а также учитывающую находящиеся в ее распоряжении ресурсы.

Система вознаграждения решает следующие задачи в организации:

  1. Привлечение персонала. В условиях конкурентной борьбы на рынке труда за профессионального сотрудника эффективная система вознаграждения позволяет привлечь или даже «переманить» необходимых для компании работников.
  2. Сохранение сотрудников. Отсутствие вознаграждения или его формальность, не соответствующая требованиям работников, очень часто приводит к высокой текучести кадров, которая связана с значительными потерям времени и средств (на поиски нового сотрудника, его адаптацию, обучение), а также риску (неизвестно какого сотрудника компания возьмет на место уже проверенного). Для того чтобы избежать перечисленные потери, необходимо использовать актуальную систему вознаграждения, стимулирующую работника не только остаться в компании, но еще и эффективно работать.
  3. Стимулирование производственного поведения. Эффективная система вознаграждения ориентирует работников организации на выполнение действий, определяющих поведение, необходимое для успешного существования компании на рынке.
  4. Контроль за издержками на рабочую силу. Система вознаграждения позволяет организации управлять и контролировать затраты на рабочую силу, сохраняя при этом требуемых работников.

Вознаграждение может оказывать двоякое воздействие на сотрудников – мотивирующее и демотивирующее. Мотивирующее воздействие связано с удовлетворением работниками системы вознаграждения.

В результате повышается производительность сотрудников, происходит их профессиональное развитие, формируется лояльность к организации

В то время как неудовлетворенность от системы вознаграждения может привести к снижению производительности, нарушении дисциплины, снижению качества выполнения работы, появлению конфликтов в коллективе, саботажу или даже забастовке.

Виды последствий неудовлетворенности работника получаемой оплатой:

  • если не удовлетворено желание иметь более высокую оплату, то результатом может являться саботаж; низкая производительность или низкое качество работы; жалобы, претензии к руководству и администрации; поиски более высокооплачиваемой работы в этой связи и, как следствие, текучесть кадров или отсутствие на рабочем месте;
  • если происходит снижение привлекательности самой работы, то результатом являются текучесть кадров, прогулы, неудовлетворенность деятельностью, вызванные ухудшением здоровья, стрессом, депрессией, тревогами, психологическими факторами (скрытый саботаж, проволочки, отговорки).

Для того чтобы данные последствия не встречались в организации, необходимо учитывать следующие требования при формировании системы вознаграждения:

  1. Стимулировать эффективное трудовое поведение, предполагающее удовлетворение значимых потребностей каждого работника организации, но применяемое только в качестве вознаграждения за успешную реализацию трудовых функций, которые необходимы для организации. Это могут быть как конкретные показатели производительности труда работника, так и опыт, преданность организации, креативные предложения, которые должны поощряться через систему вознаграждения.
  2. Административная эффективность и простота. Система вознаграждения должна быть простой и понятной каждому сотруднику организации, а также приносить эффект, т. е. должна быть ориентирована на обеспечение бесперебойного функционирования и при этом не требовать значительных материальных и трудовых ресурсов.
  3. Соответствие требованиям законодательства. Необходимо помнить о законодательстве Российской Федерации, которое предусматривает, что вознаграждение каждого работника зависит от количества и качества затраченного им труда и максимальным размером не ограничивается.

Таким образом, можно представить вознаграждение персонала как важнейший из факторов, влияющих на готовность сотрудников к результативной работе и одновременно существенный фактор издержек.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)