Характеристика системы подготовки кадрового резерва

Грамотное управление карьерой в организации включает в себя формирование кадрового резерва. На практике доказано, что для стабильной работы организации кадровый управленческий резерв должен составлять в среднем не менее 15–20 % от количества руководителей компании.

При этом необходимо определить фактическую численность подготовленного в настоящее время кадрового резерва; степень насыщенности резерва по каждой должности; число высвобождающихся в результате изменения структуры управления руководящих работников, которые могут быть использованы для руководящей деятельности на других участках; продолжительность пребывания сотрудника в резерве.

А. Я. Кибанов считает, что кадровый резерв – это потенциально активная и подготовленная часть управленческого персонала, способного замещать вышестоящие должности, а также часть производственного и управленческого персонала, проходящего планомерную подготовку для замещения рабочих мест более высокой квалификации.

Таким образом, кадровый резерв включает в себя специально отобранных работников организации, способных и желающих достичь положительных результатов в профессиональной деятельности, а также проявляющих склонность и интерес к управлению и развитию компании.

В состав резерва кадров входят две группы:

  1. Оперативный резерв – это преемники, или дублеры, т. е. кандидаты на замещение определенных должностей, готовые приступить к работе немедленно или в ближайшем будущем;
  2. – стратегический резерв – это молодые сотрудники с лидерскими наклонностями, которые могут занять эти должности в перспективе.

Специалисты делят кадровый резерв на различные виды, все зависит от критериев, предъявляемых к данной категории.

Классификация видов кадрового резерва по виду деятельности:

  • резерв развития – группа специалистов и руководителей, готовящихся к работе, в рамках новых направлений;
  • резерв функционирования – группа специалистов и руководителей, которые должны в будущем обеспечить эффективное функционирование организации.

Классификация видов кадрового резерва по времени назначения:

  • активный резерв (группа А) – кандидаты, которые могут быть выдвинуты на вышестоящие должности в настоящее время;
  • пассивный резерв (группа В) – кандидаты, выдвижение которых планируется в ближайшие один – три года;

Классификация видов кадрового резерва по категории персонала:

  • резерв на выдвижение – резерв специалистов для выдвижения на ключевые позиции;
  • управленческий резерв – кадровый резерв движения для замещения руководящих должностей.

Классификация видов кадрового резерва по уровню конкретизации и спектру предъявляемых требований:

  • потенциальный резерв – руководители, специалисты, удовлетворяющие основным требованиям, предъявляемым к уровню образования, специальности, возрасту, либо способные стать таковыми в ближайшее время. Это контингент перспективных работников организации;
  • предварительный резерв – более узкая по составу группа из предыдущей категории, состав которой устанавливается по сравнительным оценкам управленческих качеств кандидатов;
  • окончательный резерв, включающий только тех работников, которые в наибольшей мере соответствуют всем критериям отбора.

Определяющим показателем является комплексная оценка качеств кандидата и результатов его деятельности. Под управлением кадровым резервом ученые понимают многогранный процесс целенаправленного воздействия субъектов управления персоналом на социальную группу работников, входящих в резерв, который состоит из развития и эффективного использования этих сотрудников на благо организации и их самих.

Система управления кадровым резервом объединяет три основных процесса:

  1. Выявление сотрудников организации, обладающих потенциалом для занятия руководящих должностей.
  2. Подготовка этих сотрудников к работе в руководящей должности.
  3. Обеспечение плавного замещения освободившейся должности и утверждения в ней нового сотрудника.

Для эффективного управления кадровым резервом необходимо знать и учитывать правила или принципы ее формирования:

  • резерв кадров должен быть актуален, т. е. обоснован и значим в этот момент времени для организации;
  • требования к кандидату должны соответствовать типу резерва и должности, на которую он претендует или его планируют перевести;
  • при управлении кадровым резервом необходимо ориентироваться на профессиональный рост, требования к образованию, возрастной ценз и другие;
  • система управления резервом кадров предполагает постоянное взаимодействие резервистов с кадровой службой, которая должна выявлять неудовлетворенные потребности, потенциал работников, обучать;
  • при оценивании кадрового резерва необходимо применять два вида оценок: результатов труда и квалификации резервистов;
  • управление кадровым резервом должно быть регулярным и систематизированным в организации.

Управление резервом состоит из следующих этапов формирования резервов кадров:

  1. Разработка Положения о работе с кадровым резервом. Документ является локальным нормативным актом, в который включены цели, задачи, принципы и порядок работы с кадровым резервом.
  2. Составление прогноза предполагаемых изменений в составе руководящих кадров или анализ потребности в кадровом резерве, т. е. определяется степень обеспеченности резервом руководящих должностей и планируется число резервистов.
  3. Оценка деловых и личностных качеств кандидатов в резерв на выдвижение. На этом этапе происходит оценивание кандидатов, используя различные методы деловой оценки.
  4. Определение кандидатов в резерв. Формируется список кандидатов, прошедших деловую оценку и выдвигаемых в кадровый резерв по определенным критериям. К наиболее часто применяемым критериям можно отнести: соответствующий уровень образования и профессиональной подготовки; опыт практической работы с людьми; организаторские способности; личностные качества; состояние здоровья, возраст.
  5. Принятие решения о включении в резерв. Такое управленческое решение проводится совместно с линейным руководителем, работником кадрового подразделения и самим сотрудником.
  6. Согласование списка кандидатов, включенных в резерв, с руководством. После согласования осуществляется непосредственная подготовка работников к занятию желаемой должности.

В систему подготовки могут входить следующие мероприятия:

  • повышение квалификации на рабочем месте и вне его;
  • стажировка в должности, которую планирует занять резервист;
  • временное замещение планируемой должности во время отпуска, командировок;
  • посещение других организаций для изучения положительного опыта;
  • участие в проверках других организаций;
  • организация и проведение семинаров, конференций.

Руководитель должен понимать, что кадровый резерв необходим прежде всего организации. Его подготовка, во-первых, позволяет оперативно заполнить возникшие, иногда не запланированные, открытые должностные позиции в организации, что обеспечивает компании стабильность, готовность к любым кадровым изменениям. Во-вторых, происходит более осознанное развитие трудового потенциала как со стороны работника, так и организации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)